Свою концепцию Найссер обосновал с помощью опыта, построенного с помощью методики избирательного смотрения. На экран одновременно проецируется два ряда изображений. Испытуемый должен следить за одной их игр и нажимать на ключ при каждом событии – ударе по мячу. Испытуемый легко следит за одним рядом событий. При слежении за обеими играми, результаты резко ухудшаются, так как два ряда изображений по модальности и локализации не отличаются, а отличаются по внутренней структуре. Различие в их восприятии объясняется наличием в первом случае и отсутствием во втором предвосхищения наблюдаемых событий (предвосхищения возможны в том случае, когда прослеживается ход игры). Эти предвосхищения включают соответствующую стимуляцию в перцептивный цикл.
Недостатки:
1-образ заменен схемой, что предполагает очень условную связь между схемой и объектом.
2-действие не является формой освоения действительности. Оно лишь делает доступной ту или иную информацию.
3-сами перцептивные схемы берут свое начало в некоторых врожденных координациях.
Найссер признает наличие установленных культурой схем, но они сосуществуют с индивидуальными, надстраиваются над ними и не входят в актуальное восприятие.
3.Теория перцептивных действий.
В структуре деятельности восприятие является действием. Оно призвано обеспечить построение адекватного образа, на основе которого осуществляется регуляция любой выполняемой деятельности. Таким образом, восприятие является лишь элементом более широкой деятельности.
Требования к восприятию со стороны практической деятельности называется перцептивными задачами. Воспринимать – значит решать ту или иную перцептивную задачу. Поэтому восприятие представляет собой систему перцептивных действий (объект надо опознать, оценить и так далее). Каждая перцептивная задача реализуется с помощью различных операций. Перцептивные действия имеют активный саморегулирующийся характер. Эта активность проявляется в движениях рецепторных аппаратов, перемещениях его частей в пространстве.
Исследования Б.Ф. Ломова движения руки при осязательном восприятии и исследования В.П. Зенченко движения глаз при зрительном восприятии показали, что эти движения делятся на два класса:
1-поисковые и установочные движения. С их помощью производится обнаружение объекта в поле восприятия и установка рецепторов в положение, обеспечивающее удобство восприятия. К этим движениям относятся движения головы в сторону звука, следящие движения глаз и другие. Эти движения не только обеспечивают лучшее восприятие объекта, но также участвуют в восприятии его пространственного положения.
2-гностические (познавательные) движения. С их помощью происходит выделение свойств объекта и коррекция образа объекта при несоответствии этого образа оригиналу. Благодаря этим движениям, происходит своего рода уподобление субъекта объекту (движение руки, ощупывающей предмет; движение глаз, обводящих контур предмета; движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). Роль гностических движений в восприятии доказывается следующими опытами: если положить монету на руку, то субъект не может опознать объект без ощупывающих движений. Опыты со стабилизацией изображения на клетчатке показали следующее: когда испытуемые держат глаза неподвижными, они не могут решить перцептивную задачу – узнать букву или цифру, которые встретятся перед глазами. Когда они двигают глазами, то у них возникает ощущение того, что глаза движутся по изображению предмета и перцептивная задача решается. Сопоставление движения глаз при стабилизации изображения на сетчатке и свободном рассматривании показали, что они одинаковые по количеству и характеру траектории.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.