Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 20

12.Восприятие времени.

Восприятие времени включает в себя восприятие последовательности и длительности событий. Эксперименты показывают, что оценка длительности временных промежутков определяется их заполненностью какой – либо активностью. В эксперименте испытуемым предложили подождать некоторое время до начала опыта. Одну группу испытуемых повели в зал игровых автоматов, а другую – в помещение, где можно пассивно сидеть или стоять. По истечении некоторого времени попросили обе группы оценить длительность ожидания. те, кто ожидал пассивно, значительно переоценили время, а те, кто играл, - значительно недооценили время ожидания. по истечении некоторого периода времени их вновь опросили. Пассивно ожидавшие отмечали, что ожидали недолго, а те, кто играли, сказали, что долго находились в игровом зале.

Мышление.

1.Понятие о мышлении.

Человек познает окружающий мир в две ступени:

1-чувственное познание. Осуществляется с помощью ощущения и восприятия. На этой ступени познаются те свойства, которые доступны органам чувств (цвет, форма…). Однако в трудовой деятельности человеку приходится учить такие свойства объекта, которые не отражаются в восприятии (горючесть, радиоактивность, плавучесть и так далее). Эти свойства познаются на второй стадии:

2-рациональная ступень познания. Данные свойства познаются с помощью мышления и воображения.

Мышление – познавательный психический процесс, который состоит в обобщенном и опосредованном познании свойств предметов и явлений окружающей действительности, установление закономерных связей и отношений между ними. Мышление носит обобщенный характер, потому что в нем отражаются не отдельные предметы и явления, а группы предметов и явлений. Мышление – опосредованная форма отражения по ряду причин:

1-известное через чувственное познание свойство опосредует познание неизвестного свойства (стол горючий или нет).

2-познание неизвестного свойства осуществляется через закономерную связь между известным и неизвестным свойством.

3-мышление опосредствуется языком и речью, которые выступают в качестве орудия фиксации знаний и средства рассуждения в процессе мышления.

4-мышление опосредствуется индивидуальным опытом человека и условным общечеловеческим опытом.

2.Виды мышления.

В зависимости от того, в какой форме дана задача и как она решается, различают три вида мышления:

1-наглядно – действенное мышление. Оно имеет место, когда задача представлена в виде практической ситуации и решается с помощью практических действий над предметом (ребенок и конфет на другом конце стола). Необходимые для решения задачи связи и отношения устанавливаются с помощью практических действий.

2-наглядно – образное мышление. Представляет собой решение задачи путем оперирования образами.

3-словесно – логическое мышление. Представляет собой решение задачи путем оперирования понятиями по логическим законам.

Каждая задача оптимально решается с помощью соответственного вида мышления.

В зависимости от того, каков характер получаемого решения различают практическое и теоретическое мышление в зависимости от характера искомого решения.

Практическое мышление – направлено на решение данной конкретной задачи. Например, сколько метров линолеума нужно, чтобы покрыть помещение?Здесь важно, чтобы решение было позитивным и своевременным.

Теоретическое мышление – заключается в поиске такого решения, которое является обобщенным решением, пригодным для решения данного класса задач.  Теоретическая задача.

В зависимости от результата, полученного в мышлении и характера поиска решения, различают репродуктивное и творческое мышление. Репродуктивное мышление – при известном способе решения задачи и его нужно применить к данной конкретной задаче.

3. которые не обследовались, то есть делается прогноз их свойств, поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному.