Движение может восприниматься и в отсутствие движения объекта на сетчатке или фоне. Пример – стробоскопическое движение. Оно наблюдается при попеременном зажигании двух неподвижных источников света. Если интервал между вспышками менее 30 миллисекунд, то наблюдатель видит одновременные вспышки в двух разных точках зрительного поля. Если интервал более 200 миллисекунд, то воспринимаются раздельные вспышки сначала в одном, а потом в другом месте. При интервалах промежуточной длительности возникает иллюзия – наблюдатель видит объект, движущийся от места первой вспышки к месту второй. Первое описание дал Р.В. Вуд (1905). Мане Векгейнер изучил этот феномен и дал ему название «фи -движение».
11.Восприятие формы.
Форма – характерное очертание и взаимное расположение деталей предмета. Форма является надежным признаком вещи, который не меняется при изменении цвета, величины, положения и тому подобное. Поэтому восприятие формы является одной из главных перцептивных задач. Трудность восприятия формы обусловливается тем, что в зрительном поле одновременно находится большое число объектов, которые могут образовать самые разные конфигурации. Превращение сложного поля объектов в различные предметы, обладающие формой, происходит благодаря выделению в нем фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и непрерывно продолжается за фигурой. Эти важные особенности фигуры и фона ввел Э. Рубин (начало 20 века).
В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура, границы, отличающиеся по яркости, цвету или текстуре. Однако роль контура явно выступает не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром.
Гештальт психологи исследовали факторы, определяющие перцептивную организацию, то есть выделение фигуры из фона. В 1924 году Ианс Верд Гестмер выявил ряд таких факторов:
1-сходство. В фигуру объединяются имеющие сходство (цвет, форму) фигуры. хохо хохо хохо
2-близость. Из множества элементов в одно целое объединяются те элементы, которые расположены ближе друг к другу. II II II
3-общая судьба. Если группа точек или других элементов движется относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то возникает тенденция воспринимать эти элементы как самостоятельную фигуру.
4-вхождение без остатка. Перцептивное объединение элементов осуществляется таким образом, чтобы они были включены в образующуюся фигуру.
5-хорошая линия. Определяет восприятие пересечений двух и более контуров таким образом, что зрительная система старается сохранить характер кривой до пересечения и после него.
6-замкнутость. Когда из двух перцептивных организаций одна ведет к образованию замкнутой фигуры, а другая с открытым контуром, то воспринимается первая фигура. > < > <> <
7-установка или поведение наблюдателя. В качестве фигуры легче выступают те элементы, на которые обращает внимание наблюдатель.
8-прошлый опыт. Проявляется в том случае, когда изображение имеет определенный смысл. Собакаестмясо
По мнению гештальт психологов, обнаруженные закономерности отражают следование электрохимических процессов на уровне норм мозга и наиболее простому устойчивому состоянию. Этот общий закон изменения целостных образований они называли принципом прегантности. Но против такого объяснения говорит существование фактора прошлого опыта, влияние которого гештальт психологи считали незначительным. Против них высказались многие психологи, которые считают, что обнаруженные закономерности отражают, прежде всего, общие принципы организации окружающего мира.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.