Организация работы локомотивного хозяйства. Определение количества пар поездов на участке Минск-Гомель. Определение эксплуатируемого парка магистральных тепловозов, страница 2

Размещение депо на станционной территории должно обеспечить пропуск локомотивов к составам и возвращение их в депо с наименьшей затратой времени и наименьшими пересечениями с маршрутами следования организованных поездов и маневровыми передвижениями.

В настоящее время при организации работы локомотивного хозяйства одноименные сооружения и устройства локомотивных депо и других служб, размещаемые на станциях и узлах (котельные, компрессорные с воздухопроводными сетями, колесные и аккумуляторные отделения и участки и т.п.) стараются объединять.

Техническое оснащение депо должно обеспечивать широкое внедрение агрегатного метода ремонта. Крупный ремонт и восстановление сложных узлов и агрегатов, тяговых электродвигателей, генераторов и вспомогательных машин, переформирование колесных пар в депо непредусматривается, а выполняется специализированными дорожными цехами или локомотиворемонтными заводами. На Белорусской железной дороге данные виды работ производятся в отдельных локомотивных депо, которые специализируются на данном виде ремонта. Например, депо Молодечно осуществляет полное освидетельствование колесных пар, депо Полоцк – капитальный ремонт якорей тяговых электрических машин, депо Лида – капитальный ремонт дизель-поездов.

Рациональная организация локомотивного хозяйства предусматривает наличие определенного количества локомотивов.

Эксплуатируемый парк поездных локомотивов определяется аналитическим способом или построением графиков оборота локомотивов. Он рассчитывается отдельно для каждого участка работы локомотивов и рода движения поездов. В настоящее время применяются несколько способов для расчета парка локомотивов.

Первый способ. При применении данного способа эксплуатируемый парк локомотивов может быть определен по полному обороту локомотива. При этом рассчитывается коэффициент потребности локомотивов на пару поездов, используются данные о среднем времени нахождения локомотива на станции основного депо (оборотного депо или пункта оборота), протяженности участка работы, средней (в обоих направлениях) участковой скорости движения на данном участке. Необходимо знать также какое время затрачивается на проведение экипировки и ТО-2 локомотива в определенном депо. При кольцевом способе обслуживания поездов локомотивами расчет производится отдельно для каждого полукольца.

Обслуживание поездов локомотивами на железных дорогах почти никогда не производится только по кольцевому способу. Чаще всего локомотивы обслуживают поезда по смешанному или комбинированному способу. В этом случае одна часть поездов обслуживается по кольцевому способу, а другая –  по плечевому. 

Второй способ. На удлиненных участках обращения локомотивов с неоднократной сменой бригад по пути следования локомотива расчет эксплуатируемого парка локомотивов можно вести по участкам работы бригад - участковым оборотам. Участковый оборот - это время в локомотиво-часах, необходимое для обслуживания одной пары поездов на участке работы бригад. Такой способ расчета особенно удобен, когда размеры движения поездов и участковые скорости по отдельным участкам работы бригад различны.

Для планирования и рациональной работы локомотивного хозяйства важное значение имеют показатели использования локомотивов. Они подразделяются на количественные и качественные.

К количественным показателям относятся:

– пробеги локомотивов;

– работа локомотивов;

– время работы локомотивов.

Пробеги локомотивов определяются за различный период и характеризуют линейный пробег локомотива в голове поезда. Данный показатель позволяют пропланировать годовую программу ремонта локомотива, требуемое количество оборудования и оснастки для выполнения заданного ТО и ТР.

Работа локомотива, выраженная в т км брутто, позволяет рассчитать затраты, связанные с экипировкой локомотивов, а также является показателем по которому финансируется локомотивное депо.