ki – коэффициент приведения (коэффициент веса).
Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Eн) представляет собой по существу средство приведения 2-х частных критериев (капитальные вложения и эксплуатационные расходы) к обобщенному (приведенные затраты).
в) многокритериальная оптимизация применяется при многократном решении задачи с различными значениями коэффициентов в формуле (1), анализом и сравнением полученных результатов для неформализованного выбора окончательного решения специалистами.
4 Классификация оптимизационных моделей
Оптимизационные модели классифицируются по следующим признакам:
- Зависимость от степени важности случайных факторов различают детерминированные и вероятностные модели.
а) При детерминированной постановке задачи планирования предполагают, что все условия будущей работы заранее точно известны и никаких отклонений не произойдет, т.е. пренебрегают влиянием всех случайных факторов на оптимизируемый процесс. б) При вероятностной постановке задачи стремятся учесть случайные факторы и найти оптимальное решение с учетом их действия.
Возможности и методы принятия оптимальных решений сильно зависят от того, известны ли из прошлого опыта эти характеристики случайных величин, используемых в модели (математическое ожидание и дисперсия). Если известны, то говорят, что задача решается в условиях риска; если нет - в условиях неопределенности.
- Зависимости от этапности принимаемых решений, модели бывают: одноэтапные и многоэтапные.
а) одноэтапные задачи - требуется принять решение относительно однократно выполняемого действия. б) многоэтапные – найти оптимальную последовательность взаимосвязанных действий.
- По характеру целевой функции различают линейные и нелинейные модели. а) Линейные модели - получаемый эффект (F) является линейной функцией переменной x.
Соответствующие задачи решаются методами линейного программирования. б) нелинейные модели - критерий оптимальности выражается в нелинейной функции переменной.
- Зависимости от характера системы ограничений:
а) модели общего вида с произвольной системой линейных ограничений (3 и более ограничений) б) специальные виды (транспортные и распределительные задачи с двумя уравнениями в системе ограничений)
Характер конкретной оптимизационной модели определяется всеми 4-мя классификационными признаками: она может быть детерминированной, одноэтапной, линейной, транспортной.
5 Порядок разработки оптимизационных моделей
Состав и характер работы по оптимизации какого-либо процесса зависят от того, оптимизируется он впервые или имеется опыт решения подобных задач.
Если имеются готовые модели, методы, программное обеспечение, то мы выбираем модели и адаптируем конкретным условиям.
Если процесс оптимизируется впервые, то порядок разработки следующий:
- изучается содержательная сторона проблемы;
- оптимизируемый процесс ограничивается во времени, в административном и территориальном отношении и по кругу учитываемых производственных операций;
- далее определяется периодичность решения задачи и порядок реализации оптимальных решений. Устанавливаются цели оптимизации, технико-экономические показатели. Первоначально сформулированные на качественном уровне цели выражаются в виде количественного критерия оптимизации.
- Устанавливаются переменные задачи, обязательные условия, формируемые с помощью ограничений, критерий оптимальности в виде целевой функции переменных;
- Исходя из вида системы ограничений и целевой функции, определяется математический тип полученной модели и выбирается метод решения;
- Определение связи предполагаемой модели с действующими или проектируемыми АСУ.
6 Транспортная задача в матричной форме
Различают транспортные задачи закрытого и открытого типов.
Закрытыми считаются задачи, решаемые в условиях заданного территориального размещения производства и размещения продукции при сбалансированных размерах ее ресурсов () и потребностей () .
Т.е. (*)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.