НОСОРОГ — НОС, РОГ
ФОТОАТЕЛЬЕ, ФОТОАППАРАТ, ФОТОМОДЕЛЬ ■ МЯСОРУБКА — МЯСО, РУБКА, РУКА
ЛЕДОКОЛ — ЛЕД, КОЛ
ГОРИЗОНТ — ГОРИ, ЗОНТ
САМОВАР — САМ, ВАР
МУРАВЕЙНИК — МУРАВЕЙ, НИК
ВЕЗДЕХОД — ВЕЗДЕ, ХОД
БЛОКНОТЫ — БЛОК, НОТЫ
САМОСВАЛ — САМ, ВАЛ
ТЕПЛОВОЗ — ТЕПЛО, ВОЗ
ВОДОЛАЗ — ВОДА, ЛАЗ
РАЗБОР — РАЗ, БОР
ФОТОГРАФИЯ - ФОТО, ГРАФИЯ
АВТОБУСЫ — АВТО, БУСЫ
КОЛОБОК —КОЛ БОК
ФОТОПЛЕНКА — ФОТО, ПЛЕНКА
БОРМАШИНА — БОР, МАШИНА
БОРТМЕХАНИК — БОРТ, МЕХАНИК
ВОЛОСОК — ВОЛ, СОК
ШОКОЛАД — ШОК, ЛАД
РАЗБОЙНИК — РАЗ, БОЙ, НИК Приемы работы:
1. Показываем детям сразу составленное слово.
2. Прочитать слово.
3. В-ль вразнобой показывает склады дети индивидуально называют склады.
4. Дети делят слово на два. 4. «Составь другое слово»
Детям даются слова, слож иные из кубиков, и они, не используя других кубиков (дополнительных), а только пользуясь перестановкой кубиков, составить другое слово:
КАБАН—БАНКА ВЕСНА—НАВЕС МЫШКА—КАМЫШ МАТЬ—ТЬМА НАСОС—СОСНА НАКАТ—КАНАТ—НАТКА МАЙКА—КАЙМА'. ТКАНИ—НИТКА РЫБА—БАРЫ ВНУКИ—КИВНУ ВСЕ—СЕВ СУП—ПСУ
КУПИЛ—ПИЛКУ УДАР—РУДА
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ
В играх, предложенных в этой части методички, еще раз отрабатывается техника чтения ребенком отдельных слов и словосочетаний.
Ребенок, преодолев неуверенность и увидев, что начало получаться, согласится почитать и книжку, но не требуйте от него, чтобы он читал мел сий или нестандартный шрифт и более 3—4 предложений подряд.
•Помогите ему «одолеть» особо трудное слово: подскажите ближайший зв\'к или слог. Начать можно с чтения стихов, где Вы возьмете на себя основной текст, а для ребенка оставите чтение заключительной рифмы.
Вариант № I
1. Я захотел устроить бал
И я гостей к себе ПОЗВАЛ.
2. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ПИРОГ.
3. Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости НЕ ИДУТ.
4. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек ОТКУСИЛ.
5. Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту СЬЕЛ.
6. Когда же гости подошли,
То даже крошек НЕ НАШЛИ. (Даниил Хармс)
Вариант № 2
1. «Где обед^т, воробей?» «В зоопарке у ЗВЕРЕЙ».
2. У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ЛЕЙКИ.
3. Поскорее наливай
Мне в стакан ГОРЯЧИЙ ЧАЙ.
4. Паровоз пускает пар, Топку тоиит КОЧЕГАР.
5. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему ПОМОЖЕТ.
6. У, меня пропал носок, Утащил его ЩЕНОК.
7. Самолет построим сами, Понесемся над ЛЕСАМИ.
8. Михаил играл в футбол И забил в ворота ГОЛ.
9. Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к РЕЧКЕ.
10. Мёд в лесу медведь нашёл —■ Мало мёду, много ПЧЕЛ.
11. Шла коза по мостику
И виляла ХВОСТИКОМ.
12. Бегать быстро я могу, Я по улице БЕГУ.
В вариантах № 1 и 2 весь текст пишется на отдельных карточках печатными буквами довольно крупным -шрифтом.
В варианте № 1 последнее слово написано несколько КРУПНЕЕ, его должен прочитать ребенок.
В варианте № 2 ребенок может прочитать или последнее слово или всю вторую строчку — это как бы «чтение по ролям».
Немного сложнее не просто прочитать рифму, но выбрать ее из ряда предложенных слов. В-ль: «Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот»
Дальше предлагаются карточки с текстом:
1. Скажу я слово: «ВЫСОКО»,
А ты ответишь:
ВНИЗУ, НИЗКО, НЕВЫСОКО.
2. Скажу я словб: «ДАЛЕКО»,
А ты ответишь:
ЗДЕСЬ, БЛИЗКО, РЯДОМ.
3. Скажу я слово:
«потолок»
А ты ответишь:
СТЕНЫ, ПОЛ
4. Скажу я слово: «ПОТЕРЯЛ»
И скажешь ты:
ВЗЯЛ, ДОСТАЛ, НАШЕЛ
5. Скажу тебе я слово: «ТРУС» Ответишь ты:
СМЕЛЫЙ, ХРАБРЕЦ
6. Теперь,
«НАЧАЛО» — я скажу, — Ну, отвечай:
КОНЕЦ.
(Дж. Чиарди)
В данном случае текст также написан на отдельных карточках печатными буквами. Ребенок должен ие просто прочитать последнее слово, но он должен выбрать слово из предложенных — противоположное по смыслу и в рифму стихотворения.
Также на III этапе, как предварительную работу, можно использовать игры на чтение одного предложении.
Подбираются картинки с очень точным, конкретным сюжетом:
Врач лечит детей Мальчик поливает цветы Повар готовит обед (и т. д.)
и делаются на карточках подписи к картинкам в виде I предложения (см. выше) — вариант № 1.
Либо делаются складбвые картинки, где подпись (1 предложение) делается на обратной стороне картинки - ва-. риант № 2.
Проводятся игры «Подбери название к картинке» (вариант № 1) или «Помоги Бурагино выбрать, кем он будет, когда вырастет».
В данном случае подбираются картинки па профессии с точным сюжетом и делается надпись па обороте картинки.
После этой предварительной работы можно переходить к чтению текста в книгах, но сначала надо брать книги-раскладки, книги-планшетки, которые сделаны по принципу «подписи к картинкам», где мало текста, много картинок. После этих книжек можно приступать к чтению текста в книгах, но помните — шрифт должен быть достаточно крупный, четкий, ясный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.