2. Замкнутая система устойчива, если ЛФЧХ разомкнутой системы на частоте среза имеет положительный запас по фазе, либо ЛАЧХ на частоте ωs, φ(ωs)=180° имеет положительный запас по амплитуде.
ЛАЧХ устойчивой системы
ωС – частота среза
ΔL – запас по амплитуде (расстояние между нулем и значением ЛАЧХ)
Δφ – запас по фазе (расстояние между уровнем 180 и ЛФЧХ)
Если
направлена вверх, то положительный
запас по фазе,
должна быть отрицательной.
Рассмотрим пример неустойчивой системы
ЛАЧХ неустойчивой системы.
ωS– частота, при которой φ(ωS)=-180°
В режиме автоколебаний сигнал ошибки можно считать синусоидальным
-
если колебания возникают, то возникают на границе среза.
Предположим, что разом система
находится в режиме автоколебаний, вносит фазовый сдвиг
Рассмотрим прохождение сигнала через разомкнутую систему.
Рассмотрим процесс суммирования сигналов на входе и выходе системы.
Инвертирующий сигнал y(t)
совпадает со сдвигом на 180
Положительная обратная связь.
При суммировании обратная связь на этой частоте (ωS) оказывается положительной. Сигнал усиливается за счет обратной связи:
Устойчивость системы на частоте ωs в условиях положительной обратной связи зависит от коэффициента
усиления разомкнутой системы на частоте
Проследим выполнение критерия Найквиста на графиках ЛФЧХ и ЛАЧХ устойчивой системы.
На
частоте возмущения колебания там, где
выполняется фазовых условиях самовозбуждения
.
На
ЛАЧХ эти условия отражаются в виде запаса по амплитуде, , поэтому колебания будут
затухающими.
На уровне АФЧХ
Пограничные условия автоколебаний соответствует положению годографа на частоте
Рассматриваем
коэффициент передачи . Если коэффициент > 1
годограф охватил эту точку
система неустойчивая. Если
коэффициент < 1
система
неустойчива, потому что коэффициент передаточной функции разомкнутой системы <
1.
Преимущества критерия Найквиста по отношению к другим критериям.
1) Возможность использования экспериментально-снятых частотных характеристик.
2) Возможность оценки устойчивости для систем, содержащих трансагентные иррациональные звенья.
Пример
– звено частотного запаздывания, передаточная функция которого имеет вид ; для этого звена нельзя указать
дробно-рациональное выражение, которое описывало бы это звено
поэтому спираль сжимается
Если H охватывается спиралью система – неустойчивая, если не захватывается – устойчивая.
4.5.Построение ЛАЧХ разомкнутых систем
Пусть система
состоит из прямого канала, в котором имеется последовательность звеньев. На
входе сумматор, который позволяет суммировать
x(t)
Система разомкну
Чтобы получить общую функцию, нужно перемножить входные функции
Передаточная
функция разомкнутой системы , но нас
интересует ЛАЧХ
- коэффициент передачи АЧХ
каждый элемент представляет ЛАЧХ элементарного звена
Чтобы найти ЛАЧХ разомкнутой системы нужно сложить ЛАЧХ каждого звена, входящего в прямой канал.
Пример 1.
Пусть прямой канал представляет
x(t)
форсирующее интегрирующее
ПИ регулятора
тогда
|
+20
- постоянная времени
Пример 2.
Построить
ЛАЧХ двигателя постоянного тока, считая обратную связь по разомкнутой.
Структура двигателя постоянного тока
|
|
В общем случае звенья могут быть
большие
Домашнее задание.
Пример 3.
|
Ссылка на параграф 2.6 (построение оси частот)
Построение результирующей фазо-частотной характеристики.
Каждое из звеньев вносит запаздывание, результирующее запаздывание будет суммарным:
Природа другая, не как у ЛАЧХ
Вид ФЧХ не очень красивый, так как отрезки кривых
x
склеиваем ФЧХ
|
фазовая характеристика для последовательного соединения.
5.Точность линейных автоматических систем.
5.1.Понятие точности САУ. Постановка задачи исследования точности.
Имеем автоматическую систему: прямой канал образован
|
- характеристика точности
получается как решение
дифференциального уравнения (*) в общем случае содержит 2 компоненты
- вынужденная составляющая, будем
называть установившейся ошибкой, не обязательно в пределе = 0
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.