Эту теорию разработал довольно известный теоретик менеджмента Минезберг. Согласно ей, существует 10 ролей руководителя, которые разбиты на 3 категории:
1. Межличностные роли: 1) главный руководитель (различные церемониалы, ходатайства, другие похожие действия, обязываемые положением); 2) лидер (работа с подчиненными); 3) связующее звено (переписка и все связи извне).
2. Информационные роли: 1) приемник информации; 2) распространитель информации; 3) представитель.
3. Роли по принятию решений: 1) предприниматель; 2) устраняющий нарушения; 3) распределитель ресурсов; 4) ведущий переговоры.
Роли каждой из этих категорий взаимодействуют между собой и с другими категориями, а также являются сильно взаимозависимыми. Такое утверждение следует из анализа смысла ролей каждой категории.
Например, межличностные роли означают взаимодействие руководителя с людьми. В результате руководитель становится пунктом сосредоточения информации, т.е. начинает выполнять информационные роли. Итог выполнения тех и других ролей приводит к возможности принимать различные решения (распределять и перераспределять ресурсы, улаживать конфликты, представлять организацию на различных внешних конференциях и т.д.).
Минезберг считал, что каждый руководитель принимает на себя все 10 ролей, но в разной степени в разные периоды времени. Это и есть общее содержание работы любого менеджера независимо от организации.
.
2. Через функции. С подобным подходом к содержанию управленческой работы очень многие авторы не соглашаются, т.к. считают не совсем точным выбор количества ролей, их содержания и обоснованности. Поэтому сегодня наиболее распространенным является другой подход, который состоит в выделении повторяющихся функций управления: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль; 5) принятие решений; 6) коммуникация; 7) руководство.
Планирование. Функция планирования предполагает предварительный выбор цели, которую должна достичь организация, и того, что должны делать работники организации, чтобы достичь этой цели. Поэтому при планировании необходимо ответить на 3 следующих вопроса: 1) где (находится организация с точки зрения определенной работы)? 2) куда (необходимо двигаться организации, чтобы придти к определенной цели)? 3) как (необходимо выполнять работу, чтобы цель оказалась достигнутой)?
Следует отметить, что посредством планирования всегда устанавливаются основные направления всех усилий работников и принятие решений. Планирование не является одноразовым событием в силу 2-х существенных причин: 1) постоянная неопределенность будущего, которая приводит к изменению внутренней и внешней относительно предприятия среды и требует постоянной корректировки планов; 2) постоянное наличие той или иной цели деятельности, которой требует создания новых или корректирование имеющихся планов.
Организация. Основные объекты управления - это люди и техника. Результат взаимодействия людей и техники через работу приводит к появлению товаров или услуг. Поэтому в первую очередь занимаются организацией именно различных видов работы. Именно поэтому школа научного управления рассматривала труд рабочих и пыталась его наилучшим образом организовать.
Другой важный аспект организации связан с организацией работников или определением того, кто должен выполнять данную работу.
Из всего вышесказанного следует, что организация дополняет планирование, позволяя не только выявить направление действий, но и распределить всю работу, назначив ответственных.
Мотивация. Задача функции мотивации состоит в том, чтобы все ответственные за определенную работу сотрудники выполняли ее лучшим образом.
Т.к. мотив - это определенное побуждение к действию, то еще с давних времен пытались найти лучшие варианты такого побуждения. В древние времена это были хлыст и нагайка. С конца XVIII по XX век было распространено убеждение, что люди будут хорошо работать только за хорошее денежное вознаграждение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.