Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 9

Эту теорию разработал довольно известный теоретик менеджмента Минезберг. Согласно ей, существует 10 ролей руководителя, которые разбиты на 3 категории:

1. Межличностные роли: 1) главный руководитель (различные церемониалы, ходатайства, другие похожие действия, обязываемые положением); 2) лидер (работа с подчиненными); 3) связующее звено (переписка и все связи извне).

2. Информационные роли: 1) приемник информации; 2) распространитель информации; 3) представитель.

3. Роли по принятию решений: 1) предприниматель; 2) устраняющий нарушения; 3) распределитель ресурсов; 4) ведущий переговоры.

Роли каждой из этих категорий взаимодействуют между собой и с другими категориями, а также являются сильно взаимозависимыми. Такое утверждение следует из анализа смысла ролей каждой категории.

Например, межличностные роли означают взаимодействие руководителя с людьми. В результате руководитель становится пунктом сосредоточения информации, т.е. начинает выполнять информационные роли. Итог выполнения тех и других ролей приводит к возможности принимать различные решения (распределять и перераспределять ресурсы, улаживать конфликты, представлять организацию на различных внешних конференциях и т.д.).

Минезберг считал, что каждый руководитель принимает на себя все 10 ролей, но в разной степени в разные периоды времени. Это и есть общее содержание работы любого менеджера независимо от организации.

.

2. Через функции. С подобным подходом к содержанию управленческой работы очень многие авторы не соглашаются, т.к. считают не совсем точным выбор количества ролей, их содержания и обоснованности. Поэтому сегодня наиболее распространенным является другой подход, который состоит в выделении повторяющихся функций управления: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль; 5) принятие решений; 6) коммуникация; 7) руководство.

1.4.4  Основные функции управления

Планирование. Функция планирования предполагает предварительный выбор цели, которую должна достичь организация, и того, что должны делать работники организации, чтобы достичь этой цели. Поэтому при планировании необходимо ответить на 3 следующих вопроса: 1) где (находится организация с точки зрения определенной работы)? 2) куда (необходимо двигаться организации, чтобы придти к определенной цели)? 3) как (необходимо выполнять работу, чтобы цель оказалась достигнутой)?

Следует отметить, что посредством планирования всегда устанавливаются основные направления всех усилий работников и принятие решений. Планирование не является одноразовым событием в силу 2-х существенных причин: 1) постоянная неопределенность будущего, которая приводит к изменению внутренней и внешней относительно предприятия среды и требует постоянной корректировки планов; 2) постоянное наличие той или иной цели деятельности, которой требует создания новых или корректирование имеющихся планов.

Организация. Основные объекты управления - это люди и техника. Результат взаимодействия людей и техники через работу приводит к появлению товаров или услуг. Поэтому в первую очередь занимаются организацией именно различных видов работы. Именно поэтому школа научного управления рассматривала труд рабочих и пыталась его наилучшим образом организовать.

Другой важный аспект организации связан с организацией работников или определением того, кто должен выполнять данную работу.

Из всего вышесказанного следует, что организация дополняет планирование, позволяя не только выявить направление действий, но и распределить всю работу, назначив ответственных.

Мотивация. Задача функции мотивации состоит в том, чтобы все ответственные за определенную работу сотрудники выполняли ее лучшим образом.

Т.к. мотив - это определенное побуждение к действию, то еще с давних времен пытались найти лучшие варианты такого побуждения. В древние времена это были хлыст и нагайка. С конца XVIII по XX век было распространено убеждение, что люди будут хорошо работать только за хорошее денежное вознаграждение.