1. Подход с позиции выделения различных школ. Таких школ 4: а) школа научного управления; б) административная (классическая) школа; в) школа человеческих отношений и науки о поведении; г) школа количественного подхода. Каждая из школ рассматривает управление, опираясь на то, что объектом управления являются техника и люди, которых они и рассматривают с точки зрения различных наук.
2. Процессный подход к управлению. Появился почти одновременно с появлением первых школ, но только в середине 50-х гг. нашего столетия оформился окончательно. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимно связанных управленческих функций.
3. Системный подход. Появился позже - в конце 50-х гг., т.к. основан на теории систем. Рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, техника, технологии. При этом учитывает, что каждая организация этой системы со многими влияющими на нее извне и внутри ее факторами.
4. Ситуационный подход. Опирается на то, что все управление зависит от конкретной ситуации. Поэтому не существует единых всегда пригодных методов управления. Хороший руководитель должен опираться на свои знания и опыт и уметь прогнозировать последствия в зависимости от примененных методов управления.
Все перечисленные подходы к управлению фактически дополняют друг друга и помогают руководителю привести организацию к эффективной деятельности.
Появилась в 1885 г. Основные положения были развиты до 1920 г. Основоположники - Ф. Тейлор, муж и жена Гилбрет и др.
Все лидеры указанной школы были выходцами из рабочей среды, поэтому занимались анализом труда рабочих. Цель анализа - рост производительности труда. Поэтому использовались наблюдения и замеры времени различных операций ручного труда, с целью упрощения и сокращения.
Например, Гилбреты исследовали труд каменщика, т.к. Б. Гилбрет начинал свою деятельность помощником каменщика. В результате проведенного анализа работы и выделения основных элементов, вместо 18 движений при кладке одного кирпича было оставлено 4. Производительность труда при этом выросла на 50%.
В начале 1900 г. Гилберты стали изучать движения руки, используя кинокамеру. В результате они выделили 17 движений кисти руки и назвали их терблигами.
Школа научного управления кроме сокращения рабочих движений и увеличения интенсивности труда пытались учитывать и человеческий фактор, а именно:
1. Материальное стимулирование требования рабочих с целью повышения их заинтересованности. Устанавливались вполне реальные нормы времени на выпуск единицы продукции. За превышение выпуска существовало дополнительное вознаграждение.
2. Наличие перерывов для отдыха.
3. Отбор людей, которые лучшим образом соответствовали необходимым функциям.
Лидеры школы научного управления выступали за отделение управленческого труда от обычной выполняемой работы. Однако полностью эта задача не была решена.
Основана в 1920-1950 гг. Основоположники - Анри Файоль, Джеймс Муни, Линдал Урвик и др.
В отличие от школы научного управления эта школа подходила к вопросу иначе. А именно, вопрос управления рассматривался шире - с точки зрения управления всем предприятием (рабочими, производством, управленцами). В первую очередь это объясняется тем, что указанные лидеры школы были образованными людьми и занимали высокое положение в бизнесе. Поэтому они понимали, что нельзя ограничиваться только управлением непосредственно производством
В литературе Файоля зачастую считают основным деятелем в развитии науки управления, т.к. именно он пытался определить сущность управления в целом и выделить функции управления, которые полностью были сформированы значительно позже авторами процессного подхода.
Цель наработок классической школы состояла в выявлении основных принципов управления. Эти принципы затрагивали 2 основных момента: 1) поиск наиболее рациональной системы управления организации в целом; 2) структура построения организации и управления отдельными работниками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.