Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 18

1. Цель известна, сформулирована конкретно, и тогда  НИОКР просто способствуют выполнению этой цели. В этой ситуации происходит предварительная проработка проекта с целью примерного обоснования затрат и ожидаемых выгод. Очевидно, что чем крупнее проект, тем больше времени необходимо для нахождения этих оценок. При этом следует отметить, что оценки редко обладают высокой точностью. Однако их все равно делают, чтобы заранее определить, во что обойдется проект, начать поиск инвесторов и ставить перед ними финансовые цели и предполагаемые выгоды. Ситуация с известной целью наиболее простая, но на практике часто дает настолько низкую точность расчета, что именно это отталкивает инвесторов от финансирования. Например, предварительный расчет затрат по созданию военных бомбардировщиков дал величину, которая оказалась в 3,5 раза ниже, чем фактическая, для ракет - в 5,2 раза ниже и т.д.

2. Цель известна в общем виде. Например, необходимо разработать методы борьбы с каким-либо заболеванием, повысить прибыль и т.д. Эта ситуация сложнее первой, т.к. сформулировать тему НИОКР сразу невозможно. Предварительно необходимо проанализировать путем решения каких задач можно добиться, например, повышения прибыли. Четко сформулировать эти задачи, выявить всевозможные конечные цели и поставить им в соответствие научные темы. Далее работа выполняется по схеме первой ситуации, т.е. определяются примерные затраты и выгоды, однако погрешности расчетов в этом случае еще выше.

3. Цель не известна - самая сложная ситуация, т.к. требует поиска идей, которые можно было бы разработать, формулировки задач и целей, и только после этого - постановки им в соответствие научных тем. В результате объем работ значительно увеличивается по сравнению с первой ситуацией, а точность предварительных расчетов еще более понижается.

Выбор рабочих проектов из числа допустимых (2 этап). На этом этапе все возможные проекты, выбранные с точки зрения цели, просматриваются посредством влияющих на них факторов и отбираются по определенным критериям.

На любой проект влияет большая совокупность различных факторов, которые подразделяют на следующие группы:

1) объективные факторы (связанны с ресурсным обеспечением научных тем, изменением окружающей обстановки и т.д.);

2) субъективные факторы (связаны с личными предпочтениями отдельных ученых, уровнем финансирования проекта в смысле его коррекции сверху и т.д.).

В США установлено, что группа субъективных факторов, которая практически не поддается учету, влияет на выбор научных тем иногда больше, чем объективные факторы.

Второй вариант классификации факторов представляет собой следующее их разбиение:

1) качественные факторы (к ним относятся социальная приемлемость проекта, наличие опыта у работников организации, наличие требуемого оборудования и т.д.) - эти факторы нельзя учесть с помощью формализованных методов, поэтому любой выбор проектов начинают с анализа их наличия или отсутствия, оформляют этот анализ в виде специальных оценочных матриц, по которым сразу отбирают пригодные проекты;

2) количественные факторы - те факторы внутренней и внешней среды, которые можно оценить количественно и использовать для их обработки специальные математические методы (с помощью этих методов решают 3 задачи: а) был ли выбран лучший путь достижения цели; б) разрабатывают план научной темы с распределением всех ресурсов по работам и расчетом вероятности успехов; в) составляют затраты на выполнение работ со значимостью этих работ; критерии выбора проекта - это максимум указанного отношения).

Планирование затрат и оперативно-командирное планирование (3 этап). Планирование затрат на этом этапе означает уничтожение расчетов 1-го этапа с целью получения информации, которая поможет более точному распределению всех ресурсов по работам.

Для этой же цели выполняется так называемое оперативно-команирное планирование, суть которого состоит в том, чтобы разбить выполнение научной темы на отдельные работы, задать логическую взаимосвязь этих работ, оценить время их выполнения и требуемые для этого ресурсы.