Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 4

В результате работы над этими 2 аспектами Файоль создал 14 принципов управления трудом работников, многие из которых известны в практике и сегодня: 1) разделение труда (отделение управленческого и технологического труда); 2) полномочия и ответственность (полномочие - право отдавать приказы, а ответственность - необходимость выполнения приказа); 3) дисциплина; 4) единоначалие (работник должен получать приказы только от одного начальника); 5) подчинение личных интересов общим; 6) вознаграждение персонала; 7) единство направления деятельности каждой рабочей группы; 8) централизация; 9) порядок; 10) справедливость; 11) стабильность рабочего места для персонала; 12) инициатива для работников всех категорий; 13) корпоративность; 14) скалярная цепь (цепочка лиц, стоящих на руководящих должностях, т.е. необходимость наличия определенной иерархической структуры управления).

В результате к основным достижениям классической школы можно отнести следующие моменты: 1) рассмотрение управления на всех уровнях деятельности организации, что позволило повысить эффективность ее деятельности значительно больше, чем при использовании теории школы научного управления; 2) рассмотрение управления как процесса, состоящего из 2 взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация (позже таких функций было выделено больше, и их взаимосвязь рассматривается под другим углом).

1.2.3  Школа человеческих отношений.

Возникла в 1930 г. Более позднее время ее возникновения связано с тем, что наука психология, которую использует в своих работах эта школа, в начале века была практически не развита. Теории Фрейда с упором на наличие подсознательного не вызывали интереса у управленцев того времени. Обычно рассматривались такие факторы как материальное стимулирование работника, необходимость отдыха и установление формальных отношений между ними. С развитием психологии появилось и стало набирать силу движение за учет человеческого фактора. Поэтому возникшая школа человеческих отношений стала называться классической, т.к. занималась вопросами, не рассматриваемыми в предыдущих теориях.

Основоположники - Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мейо. Управление, по Фоллет - это выполнение работы с помощью других.

Знаменитые эксперименты Мейо показали, что между людьми в ходе трудового процесса часто возникают силы, которые превосходят усилия руководителя, а именно люди становятся подверженными давлению своих коллег, а не начальства, иногда мало реагируют на материальные стимулы. Поиск причин этого явления проводился психологами, и было установлено, что мотивами поступков людей является не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть полностью или частично удовлетворены с помощью денег. Исходя из этого руководству необходимо знать потребности подчиненных и уметь ими манипулировать.

Позже в середине XX в. наряду с психологией развитие получила социология, и в результате появился новый подход к исследованию поведения работника на рабочем месте. Новые лидеры этого направления (Дуглас Мак-Грегор и др.) изучали различные аспекты взаимодействия людей, мотивацией их поступков и т.д. Итогом этих исследований стало новое направление, выделившуюся из школы человеческих отношений и названа школой поведенческих наук.

Если школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на мотивах, поступках и межличностных отношениях, то школа поведенческих наук призывала к изучению внутренних возможностей и резервов работников, подразумевалось, что человек должен осознать себя, понять свои стремления и возможности. Такой подход был популярен в 60-е гг.

Его лидеры считали такой подход единственным и лучшим. Однако время показало, что он лишь дополнил наработки предыдущих школ.

1.2.4  Школа количественного подхода (школа науки управления).

Возникла в 50-х гг. XX в. Еще в ходе Второй мировой войны появились сложные задачи управления различными объектами (вооружение, поставки продуктов и др.). Эти задачи требовали использования новых количественных методов решения.