Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 17

Описанная оценка качества не может быть использована для всех видов научной продукции. Основная часть научной продукции - различные документы или законодательно оформленные идеи. Поэтому выбираемая методика может быть использована только для одного вида научной продукции, а именно - опытного образца.

Для остальных видов существуют другие показатели качества. К их числу относятся:

1) своевременность получения результата (сроки завершения НИОКР);

2) точность полученных данных (это требование объясняется тем, что при составлении различных справочников информацию берут из различных научных исследований);

3) степень достоверности интерпретации научных данных;

4) оригинальность;

5) пригодность фирмы представления продукта для передачи его потребителю, хранения и восприятия;

6) соответствие эстетическим и этическим нормам (этот показатель означает, что каждый исследователь обязан настолько подробно описать условия эксперимента, чтобы его можно было повторить; в противном случае ситуация рассматривается как преступная);

и т.д.

Особенности оценки по этим показателям состоит в том, что каждый из них имеет так называемую критическую величину, бес достижения которой никакое увеличение других показателей не позволит достигнуть общего порога качества.

В целом, качество научной продукции зависит от ряда факторов: 1) личный оклад исследователя; 2) материально-техническое обеспечение экспериментов; 3) квалификация работников; 4) уровень организации работ.

2.2.3  Особенности переходного периода.

Производственный цикл любого изделия начинается с появления идеи  либо концепции, которая постепенно разрабатывается, выходит на рынок, проходит через растущий спрос и приходит в упадок. После этого необходимо переходить к созданию нового варианта продукции.

Исходя из этого, основная особенность переходного периода состоит в том, как преодолеть разрыв между старой продукцией и внедрением новой продукции, чтобы на максимум сохранить рыночные позиции. Представим этот процесс графически:

Результаты

                                  разрыв

 


один вид              другой

               продукции

 


t

Переход от одного цикла продукции к другому представляет большую сложность. Необходимо: 1) определить точку начала работы над новой идеей; 2) преодолеть сопротивление научных работников, которым проще заниматься доработкой старого, чем радикальным изменением направления исследований.

На практике существуют специальные методы, которые позволяют: 1) выявить момент начала работы над новой идеей; 2) найти идею, которая может завоевать рынок и дать прибыль; 3) убедить коллектив, что пришло время перехода к работе над абсолютно новой идеей.

2.3  Формирование тематики исследований.

2.3.1  Основные этапы выбора тематики.

Любая научная организация работает во вполне определенных внешних условиях и имеет конкретные внутренние условия. К числу последних относятся оборудование, имеющиеся технологические процессы, кадры и т.д. Поэтому всегда встает задача выбора в качестве рабочих научных тем тех, которые наиболее полно удовлетворяют внешним и внутренним факторам данной организации.

В результате этого задача выбора рабочих проектов из числа всех предлагаемых становится многоэтапной. Количество таких этапов - три:

1) определение цели деятельности научной организации и выбор допустимых проектов, лучшим образом отвечающих этой цели;

2) использование аналитических и количественных методов выбора для выявления конкретных рабочих проектов;

3) планирование затрат и оперативно-календарное планирование для каждого из выбранных рабочих проектов и по всей совокупной тематике в целом.

Выбор цели (1 этап). На практике существует 3 основные ситуации с точки зрения выбора цели: