Описанная оценка качества не может быть использована для всех видов научной продукции. Основная часть научной продукции - различные документы или законодательно оформленные идеи. Поэтому выбираемая методика может быть использована только для одного вида научной продукции, а именно - опытного образца.
Для остальных видов существуют другие показатели качества. К их числу относятся:
1) своевременность получения результата (сроки завершения НИОКР);
2) точность полученных данных (это требование объясняется тем, что при составлении различных справочников информацию берут из различных научных исследований);
3) степень достоверности интерпретации научных данных;
4) оригинальность;
5) пригодность фирмы представления продукта для передачи его потребителю, хранения и восприятия;
6) соответствие эстетическим и этическим нормам (этот показатель означает, что каждый исследователь обязан настолько подробно описать условия эксперимента, чтобы его можно было повторить; в противном случае ситуация рассматривается как преступная);
и т.д.
Особенности оценки по этим показателям состоит в том, что каждый из них имеет так называемую критическую величину, бес достижения которой никакое увеличение других показателей не позволит достигнуть общего порога качества.
В целом, качество научной продукции зависит от ряда факторов: 1) личный оклад исследователя; 2) материально-техническое обеспечение экспериментов; 3) квалификация работников; 4) уровень организации работ.
Производственный цикл любого изделия начинается с появления идеи либо концепции, которая постепенно разрабатывается, выходит на рынок, проходит через растущий спрос и приходит в упадок. После этого необходимо переходить к созданию нового варианта продукции.
Исходя из этого, основная особенность переходного периода состоит в том, как преодолеть разрыв между старой продукцией и внедрением новой продукции, чтобы на максимум сохранить рыночные позиции. Представим этот процесс графически:
один вид другой
t |
Переход от одного цикла продукции к другому представляет большую сложность. Необходимо: 1) определить точку начала работы над новой идеей; 2) преодолеть сопротивление научных работников, которым проще заниматься доработкой старого, чем радикальным изменением направления исследований.
На практике существуют специальные методы, которые позволяют: 1) выявить момент начала работы над новой идеей; 2) найти идею, которая может завоевать рынок и дать прибыль; 3) убедить коллектив, что пришло время перехода к работе над абсолютно новой идеей.
Любая научная организация работает во вполне определенных внешних условиях и имеет конкретные внутренние условия. К числу последних относятся оборудование, имеющиеся технологические процессы, кадры и т.д. Поэтому всегда встает задача выбора в качестве рабочих научных тем тех, которые наиболее полно удовлетворяют внешним и внутренним факторам данной организации.
В результате этого задача выбора рабочих проектов из числа всех предлагаемых становится многоэтапной. Количество таких этапов - три:
1) определение цели деятельности научной организации и выбор допустимых проектов, лучшим образом отвечающих этой цели;
2) использование аналитических и количественных методов выбора для выявления конкретных рабочих проектов;
3) планирование затрат и оперативно-календарное планирование для каждого из выбранных рабочих проектов и по всей совокупной тематике в целом.
Выбор цели (1 этап). На практике существует 3 основные ситуации с точки зрения выбора цели:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.