Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 5

В результате на базе все развивающейся математики, статистики, инженерных наук возникли количественные методы, которые сгруппировали, назвав методами исследования операций. Эти методы впервые пытались применить еще в конце Второй мировой войны.

Суть метода состоит в следующем: 1) постановка проблемы группой специалистов по исследованию операций; 2) разработка моделей ситуации; 3) задание количественных значений всем переменным.

Моделирование в управлении играет большую роль, т.к. с его помощью можно заменить словесные рассуждения на решение конкретных количественных задач. Самый большой толчок развитию этой школе дало развитие компьютеров. Однако вклад школы количественного управления можно считать меньшим, чем вклады предыдущих школ и особенно школы человеческих отношений и поведенческих наук. Это объясняется тем, что любой руководитель значительно чаще сталкивается с мелкими проблемами, которые возникают между его сотрудниками, чем с решением глобальных задач управления.

1.3  Современные подходы к управлению.

1.3.1  Процессный подход.

Все перечисленные подходы определенным образом связаны с теориями описанных выше школ. В первую очередь это относится к процессному подходу. Системный и ситуационный подходы, требующие использование определенных моментов более современных наук, можно считать менее связанными со всеми школами управления.

Впервые идея процессного подхода к управлению была высказана Файолем в классической школе. Однако Файоль в качестве основных компонентов выдвигал только то, что управление - это процесс, состоящий из нескольких функций, но рассматривал суть этого процесса, не давая полного перечня функций и не акцентируя внимания на их тесные взаимосвязи.

Позднее к этому вопросу подошли следующим образом. Управление, как работа по достижению цели с помощью других, не может рассматриваться как единовременное действие. Это должна быть серия непрерывных взаимосвязанных и влияющих друг на друга действий. Эти действия называются управленческими функциями.

В результате управление - это процесс выполнения взаимосвязанных функций, где каждая функция также является процессом и т.д. Перечень управленческой функцией весьма разнообразен. К сожалению, он зависит от времени их выявления и авторов, которые пытались это сделать. В результате многие учебники менеджмента имеют свой перечень функций управления (планирование, организация, командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследования, оценка и т.д.).

На сегодня чаще всего применяется следующий перечень функций управления, основанный на объединении основных видов управленческой деятельности. Таких функций выделяют 7, делят их на 3 категории.

1 категория - первичные или базовые функции, которые лежат в основе всей управленческой деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль. 2 категория - связующие функции, без которых невозможно выполнение базовых функций: коммуникация (получение, хранение и распределение информации), принятие решений. 3 категория включает одну функцию, которая обычно выделяют, т.к. она предполагает особый вид деятельности, а именно руководство.

Все перечисленные функции выполняются в той или иной последовательности и в том или ином объекте практически любым руководителем. Но для лучшего их управления любая организационная структура включают специальные службы и подразделения, занимающиеся преимущественно одной функцией. В результате руководитель освобождается от выполнения мелкой рутинной работы и получает возможность участвовать в решении глобальных проблем.

1.3.2  Системный подход.

Системный подход к управлению появился позднее остальных - в конце 50-х гг., когда теория систем стала применяться в точных науках и в технике. Использование теории систем в управлении основана на включении в управление следующих элементов этой теории: