Однако при этом ситуационный подход признавал, что в управлении не бывает двух одинаковых ситуаций. И поэтому приемы управления также будут различными.
В результате этого существует следующий четырехшаговый процесс ситуационного подхода: 1) руководитель должен быть знаком со всеми средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; 2) руководитель должен уметь предвидеть все возможные последствия от применения каждой из методик управлений; 3) руководитель должен уметь интерпретировать ситуацию, т.е. выявлять наиболее важные влияющие факторы и предвидеть, что повлечет за собой их изменение; 4) руководитель должен уметь увязать конкретный прием, дающий наименьший отрицательный эффект с конкретной ситуацией.
В результате прохождения этих 4-х шагов возможно более четкое описание конкретной ситуации через основные влияющие факторы, выбор наиболее важных факторов, придание им количественных значений с последующим исключением теории систем. Установлено, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум классам: внутренний и внешний.
Организация - основной элемент, без которого не было бы необходимости в управлении (т.е. в менеджменте). В самом общем виде организация должна удовлетворять трем основным требованиям: 1) наличие не менее 2-х человек в ее составе; 2) наличие по крайней мере одной общей цели, которая бы признавалась всеми членами организации; 3) намеренная работа всех членов группы по достижению имеющейся цели.
Определение понятия организации датируются 30-ми - 40-ми годами нашего столетия и принадлежат одному из классиков менеджмента Честеру Барнарду. Он определил организацию как систему сознательно координируемых действий двух или более человек. Существуют и другие определения организации, однако суть их всегда опирается на первые 3 требования.
Организации могут быть формальными и неформальными. Фактически данное выше определение строго относится к формальной организации. Неформальная организация, в отличие от формальной, возникает спонтанно, и ее члены вступают в общение лишь периодически, но достаточно регулярно. На практике любая формальная организация обязательно имеет в своем составе неформальные объединения.
Организации могут быть простыми и сложными. Простая организация имеет лишь одну цель деятельности, сложная - набор взаимосвязанных целей. На практике простые организации встречаются чрезвычайно редко, что объясняется отсутствием ситуации с одной целью.
Любая организация имеет ряд характеристик, посредством которых можно описать ее деятельность с различных сторон. Несмотря на то, что все организации различны, существует определенный набор характеристик общий для всех организаций. Как раз наличие такого набора и позволяет разработать эффективные методы управления.
Основные черты организации: 1) наличие ресурсов; 2) зависимость от внешней среды; 3) горизонтальное разделение труда и появление подразделений; 4) вертикальное разделение труда и появление необходимости управления.
Ресурсы - это сырье и материалы, люди, информация, а также денежные средства, которые в любой организации помогают создать товар или выполнить услугу. Часть этих ресурсов непосредственно преобразуется и входит в состав товара или услуги (сырье, материалы), другая же часть способствует этому преобразованию и при определенных условиях обеспечивает создание добавочной стоимости, а затем прибыли.
Ресурсы определяют внутреннюю среду организации и подразумевают обязательное наличие координации действий по ходу их преобразования. Выраженные в денежной форме сырье и материалы, информация, заработная плата и т.д. дают издержки предприятия.
Цель деятельности предприятия - организовать работу таким образом, чтобы при минимуме издержек обеспечивать максимум прибыли. Решение этой задачи требует эффективного управления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.