2. Руководители среднего звена - координируют деятельность руководителей низшего звена (заведующие отделами, деканы, управляющие по сбыту и т.д.). С течением времени количество этих руководителей постоянно возрастает, поэтому в ряде организаций эту категорию делят на 2 уровня: 1) верхний уровень среднего звена; 2) низший уровень среднего звена. Работа руководителей этого звена очень похожа на работу руководителей высшего звена, т.к. именно средние руководители готовят всю информацию для принятия решений. Как социальная группа, руководители среднего звена очень сильно зависят от различных экономических и технологических изменений на производстве. Например, широкое внедрение ПЭВМ привело к сокращению этого класса руководителей.
3. Руководители высшего звена - самая малочисленная группа; на любых предприятиях - несколько человек (председатель совета директоров, ректор и т.д.). Эти руководители отвечают за принятие наиболее важных решений. Их работа практически не имеет временных рамок. Исследования на 200 зарубежных фирмах показали, что рабочая неделя такого руководителя может иметь длительность 60-80 часов. Объясняется это тем, что задачи, решаемые этими руководителями, не имеют конца.
.
Управление в научной области очень сильно отличается от управления в любой другой сфере человеческой деятельности. Чтобы понять это лучше, следует дать определение науки и основные особенности научной деятельности, которые будут влиять на реализацию функций управления и принципов управления.
Наука (научные исследования) - это система разработки и накапливания новых знаний с целью передачи их для практического использования, функционирующая в виде научных и обслуживающих организаций.
Особенности научной деятельности связаны с самой выполняемой работой и людьми, ее осуществляющими. К основным особенностям относятся:
1) содержание научной деятельности постоянно изменяется с переходом от работы над одной научной темой к работе над другой;
2) большинство научных тем имеет малую продолжительность;
3) вероятностный характер получения конечного результата (желаемого) научных исследований;
4) слабая зависимость между затратами ресурсов и предполагаемыми конечными результатами;
5) ярко выраженная индивидуальность исследователей и разработчиков, которая сильно влияет на их отношение к дисциплине (низкая дисциплина), отсутствие общепринятых авторитетов и т.д.
Кроме указанных особенностей, на научную деятельность очень сильно влияют тенденции социального, экономического и политического развития той страны, в которой она осуществляется. В результате этого влияния меняется направленность науки и основные задачи, которые должен решать руководитель.
Например, до конца 60-х гг. развитие науки было направлено на подъем общего экономического состояния страны; с начала 70-х гг. происходит переориентация научных исследований, которые должны привести к повышению уровня качества жизни людей. В последние годы указанные задачи еще больше акцентируются на предотвращении загрязнения окружающей среды, повышении качества жизни, экономии ресурсов.
Одновременно с изменением направленности науки менялись и задачи, стоящие перед руководителями научных учреждений. Это изменение можно разбить на 4 этапа:
1) исследование любых процессов без определения эффективности этой деятельности;
2) исследование любых процессов, но при условии выбора таких тем и методов их исследования, которые были бы эффективными;
3) выполнение максимального объема исследований при ограниченной численности персонала и минимуме затрат;
4) выполнение максимума исследований при минимуме затрат, максимальном внедрении результатов у максимального количества тем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.