Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 15

Вывод. Рассмотренный вопрос, связанный с типами организаций, их размерами и структурой, влияет на выполнение такой управленческой функции, как организация, потому что именно эта функция означает структурирование выполняемых работ и учреждений, в которых эти работы выполняются.

2.2  Особенности конечной продукции научных исследований.

2.2.1  Виды научной продукции.

Научная продукция - это та новая продукция или процессы, которые создаются научными учреждениями.

Существуют различные виды научной продукции - в зависимости от того, какие признаки положены в основу классификации:

1. В зависимости от конечной цели исследований:

а) научный отчет - конечный результат научных исследований практически любого типа, который представляет из себя описание выполненной работы с основными выкладками и выводами; для нового процесса, технологии или продукта только научного отчета недостаточно;

б) спецификация - конечный результат исследований в случае разработки технологического устройства; содержит информацию о конструкции;

в) инструкция - конечный результат исследований при создании нового процесса или технологии; содержит информацию об их функционировании;

г) опытный образец - окончательный результат, создаваемый с целью выхода на рынок и практического использования; в отличие от 3-х предыдущих видов, имеет совершенно другие показатели качества.

2. В зависимости от уникальности творческих идей. Патенты и авторские права - юридические права, которые предоставляются изобретателю или владельцу изобретения правительством данной страны. Оформление любого патента - процесс длительный, требующий выполнения большого количества работ, однако позволяет в будущем иметь различные варианты получения прибыли и защиты выпускаемой продукции от конкурентов до тех пор, пока не пришло время снимать ее с производства. Чаще всего владелец патента продает лицензии на право пользования и одновременно сам выпускает продукцию.

3. Для поддержания репутации организации и исследователя, а также распространения полученных сведений вводят такое понятие, как публикации, т.е. статьи, доклады, монографии и т.д.

Вывод. Т.к. конечной целью любого исследования является практическое применение полученных результатов, а не документация, то очень важен выбор правильного оформления этих результатов. Решению этой задачи должно уделяться большое внимание при выборе методов управления исследованиями и разработками.

2.2.2  Качество научной продукции.

2.2.2.1  Качество и показатели качества.

Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность, удовлетворять потребности в соответствии с назначением.

Для оценки качества вводят понятие показателей качества. Показатель качества - количественное значение одного или нескольких свойств продукции, измеренное при определенных условиях создания этой продукции и ее эксплуатации.

Показатели качества могут быть:

1) единичными (по одному свойству): потребляемая мощность, емкость запоминающих устройств;

2) комплексными (по нескольким свойствам): рассчитываются через единичные методом среднего взвешенного арифметического;

3) базовыми  (принятые за основу при сравнительной оценке качества): базовыми принято считать все показатели гипотетического образца, которые условно конструируются в зависимости от того, какова цель расчета качества;

4) относительными (получаемые путем сравнения единичных показателей новой продукции с базовыми показателями гипотетического образца).

Для всех перечисленных показателей наибольшую роль при расчетах играют единичные и базовые. Перечень базовых показателей зависит от выбора базового образца. Перечень единичных показателей разбит на 10 групп и ГОСТирован:

1) показатели назначения - характеризуют основное назначение устройства, а значит, в эту группу входят технические показатели, с помощью которых можно описать это назначение (дальность действия, быстродействие, выходная мощность и т.д.);