Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 6

1. Система - некоторое целое, состоящее из взаимно зависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику этого целого. Исходя из этого определения, любая управляемая организация - это система, т.к. организация имеет в своем составе работающий персонал и технику, то такая система называется социотехнической.

2. Открытые и закрытые системы. Закрытая система имеет жесткие границы и не зависит от среды, ее окружающей. Открытая система характеризуется взаимодействием с окружающей средой, сильно зависит от нее и вынуждена приспосабливаться к ее изменениям; в противном случае его функционирование может прекратиться. Очевидно, что управляемые организации - открытые системы, т.к. их выживание зависит от внешнего мира. Поэтому руководитель обязан ориентироваться на эту связь и учитывать в своей работе.

3.Подсистема. Любая крупная составляющая сложной системы является сама системой со всеми вытекающими особенностями. Такая составляющая называется подсистемой. На практике организация разделяется на отделы, подразделения, т.е. в ней выделяются подсистемы, которые действуют по таким же законам, как и вся организация в целом. Если использовать такое разбиение организации, то можно понять, почему каждая из перечисленных выше школ управления оказалась приемлемой лишь в ограниченных пределах. Связано это с тем, что каждая школа ограничивала свое внимание рассмотрением только одной подсистемы организации. Например, школа человеческих отношений рассматривает только социальную подсистему, школа научного управления и количественного подхода - технические подсистемы и т.д.

Благодаря использованию теории систем в управлении появилась возможность рассматривать любые организации со всех точек зрения и во взаимодействии с окружающей средой. В результате модель организации как открытой системы может быть представлена следующим образом:

Входы

Преобразования

Выходы

информация, люди, капитал, материалы

преобразование всех входов

продукция или услуги, прибыль, доля рынка, удовлетворенность рабочих

Суть модели. На входе любая организация взаимодействует с окружающей средой, получая из нее все, что необходимо для действий. Эти компоненты называются входами. Преобразуя входы, организация создает товары или услуги. Они являются ее выходами, т.к. попадают в окружающую среду. При этом, если управление является эффективным, то по ходу преобразования создается добавочная стоимость входов. В результате появляются дополнительные входы, а именно прибыль, расширение доли рынка, увеличение объема продаж и т.д.

Рассмотренный подход кроме указанных достоинств имеет и некоторые недостатки: 1) не указывает какие элементы системы являются наиболее важными; 2) не позволяет определить количественные значения влияющих на систему элементов.

Очевидно, если руководитель не знает основных переменных, влияющих на систему, он не сможет применить теорию систем к процессу управления. Поэтому логическим продолжением теории систем стал ситуационный подход, который позволяет определить переменные и определить их влияние на теорию управления.

1.3.3  Ситуационный подход.

Традиционно все школы управления разрабатывали различные принципы управления, т.е. комплекс теоретических знаний о том, как должен работать руководитель. Применение же этих принципов на практике всегда считалось искусством. И только ситуационный подход впервые позволил прямое применение науки к конкретным ситуациям.

Ситуация - это определенный набор обстоятельств, который определяет деятельность организации в данное конкретное время.

Ситуационный подход был разработан в конце 60-х гг. Он считал все предыдущие теории абсолютно верными, важное место отводил системному подходу, который интегрировал все предыдущие теории и подчеркивал связь между ними через взаимодействие различных подсистем.