Эволюция управленческой мысли. Школы менеджмента. Особенности управления в научной деятельности. Особенности конечной продукции научных исследований, страница 10

В XX веке с развитием различных поведенческих наук было установлено, что эта зависимость сложнее и является результатом совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Поэтому руководитель должен знать потребности и уметь манипулировать этими знаниями таким образом, чтобы заставить работника наилучшим образом выполнять свою работу.

Контроль. Позволяет обеспечить выполнение всех функций организации. Происходит это следующим образом. На 1-ом этапе устанавливаются «стандарты предприятия», под которыми подразумеваются установленные цели и время их выполнения. Эти данные основаны на разработанных планах. На 2-ом этапе измеряется то, что было достигнуто в процессе работы за определенный период времени, и происходит сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. На 3-ем этапе происходит корректировка различия между достигнутым и ожидаемым. С этой целью либо меняются планы, либо выискиваются дополнительные ресурсы. В результате как бы замыкается цепь обратной связи, которая позволяет достигнуть установленных целей.

Принятие решений. Управленческая работа - это работа интеллектуальная, которая требует от руководителя постоянного выбора как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Поэтому процесс принятия решений осуществляется постоянно и состоит в переборе многочисленных комбинаций возможных потенциальных действий. Такая деятельность требует наличия адекватной ситуации и точной информации.

Коммуникация - способность передавать информацию. Доказано, что прочность и четкость любых взаимоотношений между людьми зависит от того, насколько эффективными являются коммуникации в межличностных отношениях. Информация является необходимой частью не только принятия решений, но и выполнения этих решений конкретными людьми. Большие предприятия имеют специальные службы, занимающиеся вопросами нахождения, хранения и распределения информации.

Руководство - особый вид деятельности, который включает в себя поочередное выполнение всех перечисленных выше функций.

1.4.5  Уровни управления.

Несмотря на то, что все руководители играют определенные роли или выполняют какие-то функции управления, их работа в различных организациях сильно отличается. При этом в больших организациях существует настолько большой объем управленческой работы, что ее приходится разделять.

Существует 2 формы разделения управленческого труда, подобные формам разделения любого труда:

1) горизонтальное разделение управленческого труда - расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;

2) вертикальное разделение управленческого труда - координация деятельности отдельных руководителей в единое целое.

Вертикальное разделение управленческого труда дает уровни управления. На практике независимо от количества уровней управления их подразделяют на 3 категории в зависимости от функций, которые выполняют руководители данного уровня. Описание этих категорий и их содержание в разных подходах различны.

Первый подход дает следующие названия и содержание категорий:

1. Руководители технического уровня - руководят выполнением различных организаций и действий.

2. Руководители управленческого уровня - заняты управлением и координацией внутри организации, согласуют усилия различных подразделений и отделов.

3. Руководители институционального уровня - разрабатывают долгосрочные планы деятельности, занимаются адаптацией организации к меняющимся внешним условиям и осуществляют связь организации с внешней средой.

Второй подход. На сегодня является наиболее употребимым:

1. Руководители низшего звена - стоят непосредственно над рабочими и другими работниками, осуществляют контроль за выполнением производственной задачи (мастера, заведующие кафедрами, старшие медсестры и т.д.). Эта категория является наиболее многочисленной; ее работа очень напряженная и наполнена разнообразными действиями.