Художники «Мира искусства» бережно относились к русскому классическому искусству, к народному искусству, к иконописи, возродив выставки работ художников минувших веков. Они сближали русское искусство с западным, устраивая «Русские сезоны» — зарубежные театральные гастроли, выставки, чем оказали большое эстетическое воздействие на современников. В своем стремлении внести в жизнь красоту «Мир искусства» настойчиво искал пути синтеза разных видов творчества, обновив живопись станковую, театрально-декорационную, монументальную, декоративную, графику, прикладные формы, скульптуру, архитектуру.
Немало художников конца XIX — начала XX в. стремились вырваться из обыденности и противопоставить мещанской прозе жизни утонченность своих поэтических грез. Стремление обрести духовность в мечте о прошлом требовало пересмотра и художественного языка. К числу таких художников принадлежал и В. Э, Борисов-Мусатов.
В. Э. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Петербургской академии художеств у П. П Чистякова, в студии Кормона в Париже, Живописец, экспонент Товарищества передвижников, Союза русских художников, а также выставок в Германии и во Франции.
Подобно поэтам-символистам, Борисов-Мусатов создал свой образ «Прекрасной Дамы». Впервые эта тема появилась в «Автопортрете с сестрой» (1898), и в дальнейшем определенный женский тип, как бы муза художника, неизменно присутствует во всех его произведениях: «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903).
Стоит отметитъ, что Борисова-Мусатова привлекает монументально-декоративное искусство. Он начинает работу над двумя циклами росписей на темы «Электричество», «Времена года», для которых создает ряд эскизов.
Последние годы жизни художник провел на Оке, в Тарусе; он создал серию пейзажей: «На балконе» (1904), «Таруса» (1905), «Куст орешника» (1905), «Осенняя песня», «Венки васильков» (1905).
В. Э. Борисов-Мусатов обогатил русскую живопись светом, воздухом, движением создал не имеющую в русском искусстве аналогий живописную элегию.
Своими картинами художник внес вклад в реализацию идей построения иной картинной формы (импрессионизм, декоративность, стилизация, ретроспекция).
Борисов-Мусатов был реформатором художественного языка в живописи, значение его реформы велико — ведь именно эти новые явления поставили русские художественные поиски в один ряд с европейскими.
Еще один представитель из числа художников «серебряного века» К. С. Петров-Водкин учился в Первой самарской рисовальной школе, в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, в Мюнхене, в частных академиях Парижа. Живописец, график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, педагог.
П, В. Кузнецов учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Живописец, график, художник театра, педагог, Один из организаторов объединения «Голубая роза».
Художественное объединение « Голубая роза» возникло в 1907 г, (П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, А. Матвеев и др.)
Продолжая традицию их общего учителя — Борисова-Мусатова,— члены объединения образуют романтический фланг русского модерна, тяготея к поискам символического образа; красота виделась им не в готовых уже формах прошлой культуры, а в естественном бытии не тронутых цивилизацией народов.
П. Кузнецов находил особую красоту, значительность в опоэтизированной патриархальной жизни народов заволжских кочевий.
К. Петров-Водкин определился как художник народной крестьянской темы, понятой им, однако, в сложном символико-философском аспекте, что проявилось уже в первой значительной его работе — огромном монументально-декоративном полотне «Купание красного коня» (1912). Стоит пояснить: композиция картины строго центрирована, декоративная условность цвета переводит образ в отвлеченный от бытовой реальности план. Впоследствии сам художник объяснял символическое содержание картины ощущением великих перемен в исторических судьбах Родины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.