Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 21

Наиболее видным и талантливым из них был В. Беклемишев.

На исходе 1890-х годов с рядом работ выступает московский скульптор С. Волнухин.

Крупнейшим представителем импрессионизма в скульптуре был П. Трубецкой.

В числе выдающихся скульпторов конца XIX — начала XX в. были Н. Андреев, С. Коненков, А. Голубкина (полного расцвета их творчество достигнет уже в советское время).

ТЕАТР И МУЗЫКА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Необходимо отметить, что основанный в 1898 г. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко театр внес огромный вклад в развитие русского и мирового театра, осуществил реформу репертуара, актерского искусства и режиссуры.

Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Подробнее остановитесь на характеристике актерского мастерства О. Л. Книппер-Чеховой, И. И. Москвина, М. П. Лилиной, М. Ф. Андреевой, А. Р. Артема.

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахманинова и А.. Н, Скрябина. Оба — выпускники Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов, вместе с тем, следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Второй фортепианный концерт (1901) открыл новый этап творчества композитора. Идейно-художественный мир А. Н. Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием. Первая и Вторая симфонии (1901), «Божественная поэма» (1905), «Поэма экстаза» (1907).

В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина. На сцене частной оперы С. И. Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф. И. Шаляпина.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Существует высокое классическое искусство, в котором творят профессионалы: художники, музыканты, скульпторы, архитекторы. Но немалое эстетическое и утилитарное значение имеет народное искусство, связанное с традициями кустарей, ремесленников, крестьян. Народное искусство, запечатленное в предметах материальной культуры, можно рассматривать как самостоятельное искусство, часть утилитарной культуры.

Исстари народные мастера художественных промыслов и ремесел украшали жилище, одежду, утварь, орудия труда, средства передвижения, изготовляли игрушки, посуду, прялки и т. д. Для одной части мастеров промыслов изготовление художественных изделий являлось основным занятием. Для другой группы мастеров — дополнением к доходам от крестьянского хозяйства или к фабричному заработку.

Центры художественного творчества сложились еще в XVIII веке. К концу .XIX — началу XX в. существовало много центров народных крестьянских промыслов. В Подмосковье — Сергиев Посад и село Богородское, где мастера вырезали из дерева простую белую нелакированную игрушку, затем знаменитых «матрешек». В селе Федоскине мастерили из папье-маше расписные шкатулки. Подмосковье славилось гжельской керамической посудой, жостовскими подносами. В лесном Заволжье Нижегородской губернии делали деревянную посуду с разной системой росписи: хохломской, городец-кой, майданской. В Рязанской губернии, в селе Скопине делали керамическую обливную посуду. В селе Дымкове Вятской губернии, в селе Филимонове Тульской губернии лепили глиняную игрушку, разную по декору и технике исполнения. В селах Владимирской и Ивановской губерний — Палех, Мстера, Холуй — жили иконописцы, которые одновременно расписывали шкатулки, вазы, табакерки.

Необходимо рассказать историю формирования каждого из направлений народных крестьянских промыслов, продемонстрировать наиболее значительные образцы творчества, обратить внимание аудитории на особенности росписей, традиции лепки, декора. Показать значение народного искусства прошлого в современной жизни.