Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 11

Н. С. Гончарова — вольнослушательница Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Живописец, график, художник театра. Организатор первой выставки «Бубновый валет» и член этого объединения. Участница выставок «Ослиный хвост», «Мишень».

М. Ф. Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Живописец, художник театра. Участвовал в выставках «Союза русских художников», объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Золотое руно».

Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов упоминаются в русском искусстве почти всегда вместе. Весь свой жизненный путь и путь в искусстве они прошли вместе.

В начале 1900-х гг. оба увлекались импрессионизмом. В 1910 г. стали членами объединения «Бубновый валет», позже — «Ослиный хвост», «Мишень». Принимали участие в разработке теории лучизма, одного из направлений, приведшего к абстракционизму. Наиболее значимые работы М. Ф. Ларионова: «Розовый куст после дождя» (1902), «Венера» (1912); Н. С. Гончаровой: «Евангелисты» (1910), «Беление холста» (1908), «Московская зима» (1910), «Натюрморт с фруктами» (1912).

Творчество Н. К. Рериха питалось фольклорной традицией. Его увлекала седая древность с языческими поверьями, сказочностью. Он и религию воспринимал как разновидность фольклора. В соответствии с эпической традицией в картинах Рериха чаще 'всего действует слитная народная масса, в которой нет индивидуального героя. Используя в живописи цветной грунт, Рерих достигал особой-красочной звучности, повышенной эмоциональности, экспрессии цвета. Рерих добивался раскрепощения цвета в живописи. Как художник, он придавал свету и цвету символическое значение.

Большой цикл картин художник посвятил славянам, началу Руси: «Гонец. Восстал, род на род» (1897), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1903), «Сеча при Керженце» (1913).

Один из «столпов» русского авангарда Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 г. в Киеве в польской семье, первым из четырнадцати детей. Из-за службы отца — управляющего сахароваренного завола семья часто переезжала. Пятиклассное агрономическое училище будущий художник закончил в селе Пархомовка около Белополья. В Конотопе сложился круг его друзей. С 1895 по 1896 гг. юноша учился в Киевской рисовальной школе. В 1896 г. семья переехала в Курск. Малевич с братом Болеславом и несколькими друзьями организовал кружок любителей искусства и мастерскую. В 1899 г. он женился на польке Казимире Ивановне Зглейц, дочери курского врача. В 1901 г. у них родился сын Анатолий, а в 1905 г. — дочь Галина. В 1909 г. брак их распался. В том же году он повторно женился на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Его тесть жил тогда в поселке Немчиновка, и этот дом до конца жизни художника стал самым дорогим для него местом.

Чтобы заработать на обучение живописи в Москве, Малевич некоторое время служил чертежником в техническом управлении железной дороги. Осенью 1904 г. он приехал в Москву. С 1904 по 1910 гг. посещал с перерывами занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но попытки поступить туда официально в течение трех лет, с 1905 по 1907 гг., оказались безрезультатными. Параллельно, до 1910 г., Малевич посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве. Впервые художник экспонировал свои работы в 1907 г., на выставке Московского товарищества художников (МТХ), где его учитель выступал в качестве одного из учредителей. Однако позже Малевич всегда решительно заявлял, что учился живописи самостоятельно.

В ранних работах художника заметно влияние народной украинской культуры. В начале 1900-х гг. под воздействием импрессионизма Малевич создал серию работ, составивших импрессионистический цикл.

Состоявшаяся в 1907 г. выставка произведений группы художников «Голубая роза», оказала на Малевича столь сильное влияние, что он на некоторое время серьезно увлекся символизмом.