Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 18

Шагал очень рано стал зрелым мастером — всю жизнь он только шлифовал живописное мастерство и находил все новые темы для своего загадочного искусства.

Герои Шагала существуют в другом измерении в котором просто и естественно то, что в обыденной жизни невозможно: люди способны летать, а на крышах перевернутых домов растут сказочные цветы. Настроение каждой работы создается преобладающим цветом фона — чисто белым, розовым, синим. Мир картин Шагала обманчиво прост — казалось бы, что стоит другому великому мастеру создать похожие полотна. Но, оказывается, за этой простотой кроется бездонная мудрость прожитой жизни самого Шагала, хотя ему было неполных тридцать, когда сложилась его манера. Эта сложная простота его картин никому не удавалась так, чтобы зритель мог понять и принять ее с той же искренностью, с которой они были созданы.

В начале 1920-х гг. Шагал стал сотрудничать с московскими театрами. В 1920—1922 гг. он выступил в качестве художника-декоратора Государственного еврейского камерного театра режиссера А. М. Грановского. Он создал фреску, фриз и четыре панно с аллегориями искусств для интерьера театра, оформил первые спектакли по рассказам А. Шолом-Алей-хема: «Агенты», «Мазлтов» и «Поздравления». Затем работал с Е. Б. Вахтанговым в еврейском театре «Габима». Для 2-го Московского Художественного театра Шагал выполнил декорации к пьесе Дж. Синга «Удалой молодец», которые не были задействованы в постановке как противоречащие реалистической концепции театра.

В 1921 — 1923 гг. Шагал преподавал рисование в колониях для бездомных детей.

Шагал принимал участие в петербургской Выставке современной живописи и рисунка в 1918 г., 1-й Государственной свободной выставке картин местных и московских художников в Витебске в 1919 г., московской выставке «Мир искусства» в 1922 г. В 1919 г. в Зимнем дворце в Петрограде, а в 1921 г. в Москве, в Еврейском камерном театре были организованы персональные выставки художника. В 1922 г. в Москве состоялась совместная выставка Шагала с Н. И. Альтманом и Д. П. Штерснбергом.

В начале 1920-х гг. жизнь и творчество Шагала оказались разделены между Россией и Францией. Будучи, по сути, русским художником, он органично вписался r интернациональную французскую культурную жизнь XX века.

Летом 1922 г. с помощью А. В. Луначарского Марк Шагал отправился в Берлин, чтобы выяснить судьбу своих картин, оставленных до войны в галерее Der Sturm, и начал долгий и трудный судебный процесс по их возвращению. За это время художник освоил технику гравюры и по заказу издателя П. Кассирсра выполнил эстампы и офорты к мемуарам «Моя жизнь». Альбом гравюр был издан в Берлине в 1923 г., а мемуары, иллюстрированные ранними рисунками художника, увидели свет в 1931 г. в Париже. Шагал дружил с поэтом X. Н. Бяликом, художниками М. Коганом, А. П. Архипен-ко, Д. П. Штеренбергом,

Осенью 1923 г. Шагал с семьей поселился в Париже. В 1923—1927гг. по заказу А. Воллара создал офорты к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Книга, изданная в 1948 г. получила Гран-при на XXIV бьеннале искусств в Венеции. В 1927—1930 гг. художник выполнил офорты к «Басням» Лафонтена, изданным в 1952 г. В 1931 г. он начал работу над иллюстрациями к Библии.

В 1930 г. Шагал совершил первое путешествие в Палестину. Документальные зарисовки, сделанные ro время путешествия, он использовал при создании цикла «Библейские послания», в который вошли гравюры, картины, керамика и витражи. В 1920—1930-е гг. состоялись его персональные выставки в галереях Амстердама, Базеля, Берлина, Брюсселя, Кёльна, Лондона, Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Праги. В 1933 г. художник совершил путешествие по Италии, Голландии, Испании, Англии1.