Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 16

Подобно всем великим мастерам своего времени, Кандинский был разносторонен в своем творчестве: помимо живописи и графики, он занимался музыкой и поэзией, его волновали также вопросы теории искусства. Театр, интерьеры, фарфор, одежда, мебель, фотография, кинематограф — далеко не полный перечень проявления его таланта.

Значительную роль в жизни и творчестве Кандинского играли созданные им творческие союзы и педагогические иентры. Первое образованное им в 1901 г. в Мюнхене художественное объединение мюнхенских символистов «Фаланга» («Phalanx»), представляло собой выставочное и учебное заведение, где сам Кандинский преподавал, а в 1902—1904 гг. был его председателем. В 1909 г. он возглавил мюнхенское Новое художественное общество («Новая ассоциация художников»), возникшее в результате отказа организаторов Сецессиона принять новаторские произведения. В 1911 г. Кандинский из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»). В 1912 г. выпустил альманах с аналогичным названием, который стал программным документом художественного авангарда. Позже он организовал «Новое художественное общество Мюнхена». При создании этих сообществ главной целью было не эстетическое единство мастеров, а принципиальное цель объединение передовых художников различных стран.

В начале Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию. Вскоре он женился на Нине Андреевской. В 1917 г. в его творчестве вновь появляются импрессионистические пейзажи. К 1918 г. относится большое количество примитивистских «стекол», расписанных маслом с использованием цветной фольги.

После революции Кандинский был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В январе 1918 г. он вошел в Коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 г. стал одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде. В 1920 г. возглавил институт художественной культуры в Москве, был профессором Московского университета и членом Государственного института художественной культуры в Петрограде. В 1921 г. он выступал в качестве вице-президента Российской Академии художественных наук.

В конце 1921 г. Кандинский поехал в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться. По предложению архитектора В. Гропиуса он стал преподавать вместе с П. Клее, Л. Махой-Надем и Л. Фейнинтсром в учебном центре Баухауз в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 г. переехавшее в Дсссау). Баухауз проповедовал концепцию создания единого искусства, не имеющего внутренних границ. В 1921 — 1933 гг. Кандинский стал профессором Баухауза. Там он испытал воздействие конструктивизма. В 1920-х гг. под влиянием П. Клее Кандинский обратился к абстрактным композициям. В 1928 г., понимая, что все связи с родиной оборваны, он был вынужден принять немецкое подданство.

В 1920—1930-е гг. Кандинский создал альбом гравюр «Малые миры» (1923 г. ), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского для театра в Дессау (1928 г.), проект оформления Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931 г. ). Он продолжал разрабатывать теорию абстрактного искусства, написал работу «Точка и линия к плоскости. Пролегомены в науке об искусстве». Ежегодно устраивал персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнинге-ром и Клее в выставках группы «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»).

В 1933 г., после прихода к власти нацистов, Баухауз был закрыт и Кандинский переехал во Францию, где поселился в Нейи-сюр-Сеп, близ Парижа. В Германии в 1937 г. его работы были продемонстрированы на выставке «Дегенеративное искусство», а затем изъяты из музеев. В 1939 г., художник, получив отказ в продлении немецкого паспорта, принял французское гражданство. В последние годы он поддерживал связи с деятелями международного художественного авангарда (А. Г. Явленский, А. Певзнер, Р.С.Делоне, П. Мондриан, X. Миро, Ф. Леже и др.) и русскими эмигрантами (А. Н. Бенуа, Л. Ф. Мясин, А. М. Ремизов, М. 3. Шагал и др.)1.