Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 13

12 января 1916 г. на организованной в петроградском Тенишевском училище «Публичной научно-популярной лекции супрематистов» Малевич вместе с Пуни прочел доклад «Кубизм — футуризм — супрематизм».

В июле 1916 г. его призвали на военную службу, которая проходила в Вязьме, Смоленске и Москве.

В 1916 г. по инициативе Малевича было организовано общество «Супремус», куда входили И. В. Клюй, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова, А. А. Экстер и другие. Одновременно началась подготовка к печати первого номера журнала «Супремус», который так и не был издан. 27 мая 1917 г. на учредительном собрании профессионального Союза художников Малевича избрали в совет Союза представителем от левой федерации. В августе 1917 г. он стал председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов, располагавшейся в Кремле, в Кавалерийском корпусе. Параллельно художник разрабатывал проект создания Народной академии искусств. 12 ноября 1917 г. московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины, а 13 ноября художник вошел в состав Комиссии по охране художественных ценностей в качестве ответственного за охрану ценностей Кремля. В 1918г. Малевич участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к первомайским праздникам. 16 июня 1918 г. он написал «Декларацию», посвященную утверждению белого супрематизма.

В 1918г. Казимир Малевич переехал в Петроград. В этот период он создал декорации и костюмы для спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и написал серию работ в духе белого супрематизма. В январе 1919 г. художник вернулся в Москву, где возглавил «Мастерскую по изучению нового искусства СУПРЕМАТИЗМА» в I и II Свободных государственных художественных мастерских.

В июле 1919 г. Малевич закончил свой первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». В начале ноября 1920 г. художник приехал в Витебск, где возглавил мастерскую в Народной художественной школе, организованной М. 3. Шагалом. В основе преподавания лежала программа, выработанная в I и II Свободных государственных художественных мастерских. Вместе с Лисицким и учениками школы Малевич выполнил заказ на декоративное убранство витебского Комитета по борьбе с безработицей по случаю юбилейного торжества. В декабре 1919 — январе 1920 гг. состоялась первая ретроспективная выставка художника в рамках XVI Государственной выставки: «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Выставка была спроектирована самим художником и включила его работы от самого раннего периода его творчества до супрематизма: черного, цветного и белого. Экспозиция завершалась подрамниками с чистыми холстами.

В 1919—1922 гг. Малевич стал директором Витебской Народной художественной школы. В феврале 1920 г. он организовал Уновис — группу основателей нового искусства. Вскоре в результате конфликта Шагал был вынужден уехать из Витебска. Школу возглавила В. М. Ермолаева, а Малевич стал председателем совета профессоров. В 1921 г. он закончил труд «Супрематизм как беспредметность или живописная сущность», а в феврале 1922 г. — рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».

Летом 1922 г. Малевич и часть членов Уновиса переехали в Петроград. С осени 1922 г. художник преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. В начале 1925 г. в московском Музее живописной культуры состоялась вторая персональная выставка Малевича, приуроченная к 25-летию его творчества. В 1923 г. он создал эскизы для Петроградского государственного фарфорового завода и приступил к работе над рисунками-проектами планитов. Художника назначили директором Музея художественной культуры, преобразованного в Институт исследований культуры современного искусства. В октябре 1923 г. Малевич возглавил Институт художественной культуры (Ин-хук) и руководил отделом живописной культуры. Его коллегами в этот период стали Матюшин, Татлин, Мансуров. Филонов, Пунин. Одновременно художник работал над объемными супрематическими моделями, архитектонами, изготовленными из деревянных и гипсовых блоков.