Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 17

Умер Василий Кандинский 13 декабря 1944 г. в Нейи-сюр-Сен.

Мовша Хацкелев — первый из девяти детей в семье приказчика рыбного склада родился 6 июля 1887 г. в местечке Лиозно под Витебском. Детство будущего художника Марка Шагала прошло в Витебске, в патриархальной еврейской среде. В 1900—1905 гг. он учился в городском четырехклассном ремесленном училище. В 1906 г. он недолго занимался в Школе живописи и рисунка Ю. М. Пена и работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. Шагал по временному разрешению приехал в Петербург. Не выдержав экзамен в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, он поступил в 3-й класс Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Чтобы иметь право на проживание в столице, Шагал во время обучения жил в семье адвоката Гольдбсрга под видом слуги. Некоторое время он был учеником в мастерской выставок, В 1908 г. Шагал посещал рисовальные классы С. М. Зсйдепберга, в 1909 г. в течение трех месяцев занимался в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, а в 1910г. принял участие в выставке учеников школы в редакции журнала «Аполлон».

Вернувшись в Витебск, Шагал создал первые картины: «Рождение», «Смерть», «Свадьба», «Свечи на темной улице». В том же 1910 г. молодой художник вновь приехал в Петербург. К его творчеству проявил интерес адвокат М. М. Винавер, один из лидеров кадетской партии и член Государственной Думы, который помог ему выехать для обучения за границу и назначил денежное содержание.

В августе 1910 г. Шагал приехал в Париж и снял мастерскую «La Ruche». Обучение он продолжил в академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Вскоре художник познакомился с Г. Аполлинером и сблизился с членами его кружка — литературной и художественной элитой Парижа. В этот период родилась лирическая серия фантастических картин с видами Парижа, Витебска и еврейских местечек старой России. Шагал охотно писал цветы, сцены из жизни цирка, жанровые сюжеты, автопортреты, влюбленных, а также картины на библейские темы. В Париже художник быстро получил признание. В 1912 г. он участвовал в Осеннем салоне и салопе Независимых, в выставке «Мир искусства» в Петербурге, в 1913 г. — в выставке «Мишень» в Москве. В июне 1914 г. состоялась его персональная выставка в галерее Der Sturm в Берлине.

Летом 1914 г. Шагал вернулся в Витебск и написал серию картин на городские темы. В 1915 г. он женился на Белле (Берге) Розен-фельд из семьи богатых витебских ювелиров. Жена вдохновила его на серию картин, посвященных влюбленным. В 1915 г. Шагала призвали в армию и направили в Петроград, где он занимался канцелярской работой, а все свободное время отдавал живописи. В 1915—1917 гг. Шагал участвовал в выставках «Московского салона», «Бубнового валета», «Еврейского общества поощрения художеств» в Москве. Его работы воспроизводились в журналах «Аполлон» и «Солнце России». В 1917 г. художник оформлял спектакли «Свадьба» и «Игроки» Н. В. Гоголя для Эрмитажного театра. В 1916г. в семье Шагалов родилась дочь Ила.

В ноябре 1917 г. Шагал с семьей вернулся в Витебск. В августе 191Н г. его назначили комиссаром искусств губернского отдела народного образования, чуть позже он стал уполномоченным по делам искусства в Витебске. В январе 1919 г. художник организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу и музей, к преподаванию в которой привлек К. Л. Богуславскую, М. В. Добужинского, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, Ю. М. Пена, И. А. Пуни. В июне 1920 г. из-за конфликта с Малевичем Шагал покинул школу и вскоре переехал в Москву.

Раннее творчество Шагала сложилось под впечатлением от экспрессионизма и фовизма, в Париже он изучал кубизм. Основной смысл его произведений составляет гротеск. Мифология творчества художника родилась из остро прочувствованных особенностей местечкового быта, находившихся в резком контрасте с жизнью обеих российских столиц. Мир его картин наполняет опоэтизированный быт маленького еврейского городка.