Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 7

Символист Михаил Александрович Врубель учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, в Академии художеств у П. П. Чистякова, И. Е. Репина. Выдающийся живописец, рисовальщик, скульптор, художник театра. Академик. Участник художественного кружка в Абрамцеве.

Символизм в живописи являлся частью художественного направления модерн в начале XX в. М. А. Врубель был символистом. Его картины выражали конфликтность переходной эпохи, исторические ожидания, жажду общественного и духовного обновления людей рубежа веков. Своеобразием творчества художника была, по преимуществу, метафорическая форма произведения. Умонастроение художника, его творческая сущность протестовали против ограниченности современной ему буржуазной действительности, эстетики. Через символические образы художник хотел выразить свое отношение к жизни. Чуждаясь повседневности, он обращался к вечным темам, выбирая их в литературе, мифологии, музыке, театре: «Фауст», «Демон», «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь».

Романтизм и эстетизм натуры художника проявились в портретах: «Девочка на фоне персидского ковра», Н. Н. Забела, С. И. Мамонтова.

Пейзаж у Врубеля является символическим толкованием жизни природы: «К ночи», «Сирень». Элементы символизма присутствуют в редких жанровых картинах: «Испания», «Гадалка».

Художественной манере Врубеля были свойственны редкая эмоциональность, психологическая выразительность, он умело передавал противоречивые оттенки чувств. Врубель выработал особый художественный язык, своеобразную живописную манеру: напряженный мазок, создающий граненую пластическую форму; сложный колорит красок, которому присуща декоративность. Мастерство М. А. Врубеля опережало эстетические представления общества. Понимание и поддержку он встретил в Абрамцевском кружке и в объединении «Мир искусства». Художник работал над росписями Кирилловской церкви и Владимирского собора в Киеве, был автором монументальных панно в Москве для гостиницы «Метрополь», для особняка А. В. Морозова, дома С. Т. Морозова и др.

Константин Алексеевич Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, В. Г. Перова. Живописец, художник театра, монументалист, педагог. Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Член объединения «Мир искусства». Декоратор Русской частной оперы С. И. Мамонтова, Мариинского и Большого театров, антрепризы С. П. Дягилева. Академик.

К. А. Коровин был прирожденным пейзажистом и колористом, но он работал в разных жанрах, был зачинателем движения к синтезу искусств. Радостное ощущение многообразной, празднично богатой, зримой живописной красоты мира было свойственно творчеству художника. Ранние пленэрные портреты и картины особенно хороши по колориту, лиричны: «Портрет хористки» (1883), портрет Т. С. Люботович (1880), пейзаж «Зимой» (1894), «V балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886). Колористические достижения К. А.  Коровина обогатили его портретную живопись: портреты С. Н. Голицыной (1886), Н. И. Комаровыми (1910),-,Ф. И. Шаляпина (1911).

В 90-е годы он увлекся импрессионизмом. И картины становятся более «цветные», чем прежде: «Сарай» (1900), «Летом» (1895); «На даче» (1895). Высшим достижением на этом пути явилась серия картин, посвященных парижским кафе (1890-е гг.). Картины написаны в изысканной воздушной, серебристой тональности. В импрессионистической манере раздельного мазка с декоративным размахом написаны Коровиным виды ночного Парижа (1900-е гг.). Значительна роль К. А. Коровина в развитии натюрморта: «Букет роз на окне» (1909), «Розы и фиалки» (1912), «Рыба, виной фрукты» (1916).

Одним из знаменательных событий в жизни художественного общества было образование в 1904 г. московскими художниками реалистического направления творческой организации «Союз русских художников»: А. Архипов, братья Васнецовы, И. Бродский, братья Коровины, С. Виноградов, С. Жуковский, С. Иванов, Ф. Малявин, И. Остроухов, С. Малютин.