Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 10

Испытывая благотворное воздействие начавшегося б 1910 г. общественного подъема, Петров-Водкин в последующих произведениях стал искать более жизненно-конкретную, социально-определенную символику, связав ее с образом русской крестьянки-матери: «Мать» (1912), «Утро» (1917).

В 1910 г образуется художественное объединение «Бубновый валет» В него вошли: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк, А. Осмеркин и др. Это были живописцы, обратившиеся к достижениям французских художников (например, Сезанна), но стремившиеся обогатить их русской фольклорностью — типа лубка, вывески, ярмарочной фотографии. На этой основе они хотели создать новую русскую живописную школу, свободную от воздействия импрессионизма, символизма, но отрицали и традиции передвижничества, делая исключение только для Сурикова1.

Интересы «бубновалетцев» были отданы пейзажу, натюрморту, портрету. К большой и сложной по содержанию картине они не стремились.

Кончаловский и Машков в своих ранних произведениях охотно обращались к языку улицы, к стилистике и образам торговых вывесок, ярмарочных кустарных реклам, видя в них проявление народной эстетики.

И. Машков стремился изображать предметы «зазывающими», как на вывесках. «Натюрморт с ананасом» (1908), «Тыква» (1914) написаны «шумными», «кричащими» красками; эти произведения гиперболизируют форму предметов. Особенно любил художник «горластый» красный цвет («Натюрморт с красным подносом» (1908)) в противовес утонченности красок иных символистов.

Молодой Кончаловский под впечатлением поездки в Испанию выступил в 1910 г. с произведениями, где запечатлены народные образы, несколько стилизованные в духе испанского фольклора («Бой быков», «Испанский танец» и др.). «Портрет Г. Б. Якулова» (1910) — экспрессивный, подчеркнуто гротескный, пародирующий в своей стилистике. Картины «Площадь Сеньории» (1912), «Кассис. Корабли» (1913) подчеркнуто геометричны; черты кубизма появились и в «Автопортрете» (1912). Хороши натюрморты Кончаловского («Агава» (1916)). Итак, художественная система «бубновалетцев» сложилась из сочетания национальной самобытности и увлечения западноевропейским фовизмом.

Р. Р, Фальк учился в Школе рисования и живописи у К. Ф. Юона, в студии И. И. Машкова в Москве, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Живописец, график, художник театра, педагог. Член объединения «Мир искусства», член-учредитель объединения «Бубновый валет». Он так отвечал по поводу названия объединения «Бубновый валет»: «На старых итальянских картах бубновый валет изображался с палитрой в руках — символ молодого художника».

Р. Р. Фальк любил яркие контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Он отдал дань кубизму, его ранние работы отличаются сдвигами формы. Но это не был логический прием конструктивизма, а лишь средство акцентировать эмоциональную выразительность. Все «бубновалетцы» прошли через увлечение П. Сезанном. Натюрморт был их излюбленным жанром. Они изучали на простейших предметных формах законы объемно-пространственных отношений пластической формы, цвета, фактуры. Наиболее значительные работы Фалька: «Конотопские девушки» (1912), «Крымский дворик» (1915), «Крым. Пирамидальный тополь» (1915), «Натюрморт на белой скатерти» (1916).

А. В. Лентулов учился в Пензенском и Киевском художественных училищах, в частных школах Москвы, Петербурга, Парижа. Живописец, художник театра, педагог. Член-учредитель объединения «Бубновый валет», работал в Камерном театре у А. Я. Таирова.

А. В. Лентулов, как все «бубновалетцы», больше всего ценил повышенную материальность цвета и кубический объем. Его интересовала спрессованность разных стилевых приемов. «Звон» (1913), «Автопортрет» (1913).

В национальной архитектуре его привлекали простейшие геометрические объемы, приемами коллажа художник передавал красочную пестроту памятников русского национального зодчества: «Василий Блаженный» (1910), «Пейзаж. Восточный город» (1916), «Церкви. Новый Иерусалим» (1917).