Члены «Союза...» продолжали реалистическую традицию искусства и, хотя не участвовали в выставках передвижников, окончательно не порывали с передвижнической эстетической программой. Большую популярность у публики имели выставки «Союза..». «Союз...» отказывался от социальной заостренности искусства критического реализма. В основном разрабатываются проблемы лирического пейзажа и натюрморта. Пленэрные искания, связанные с уроками французского импрессионизма, постепенно становятся основой их творчества.
Очень важную роль в русской художественной культуре конца XIX — начала XX в. сыграло объединение «Мир искусства», сплотившее. вокруг новых эстетических задач самые разные дарования. Устраиваемые, выставки и журнал под тем же названием (1898/99—1904) стали одним из направлений деятельности этих художников. С «Миром искусства» были связаны: А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М Добужинский, И. Билибин, А. Остроумова.-Лебедева. Они составляли основу объединения; другие видные художники участвовали только в выставках: Н. Рерих, В. Серов, М. Врубель, Б. Кустодиев, И. Левитан, К. Коровин, И. Грабарь и др.
Эстетические принципы художников «Мира искусства» складывались в борьбе с салонным академизмом, с социальной заостренностью творчества передвижников. Они отмежевались от искусства 2-й половины XIX в. с его служением «народопоклонству», социальной тематике. Целью «мирискуссников» было воспевание красоты, которая сможет преобразовать мир. Как говорил И. Э. Грабарь, «тоска по художественной культуре объединила нас». Молодые художники были сторонниками чистого искусства. Главными ценностями признавали красоту мира и автономность художника. Их программа: синтез искусств, ретроспективизм, западничество, автономность художника, красота — «движение к отрадному» (Серов). Отвергали эстетические воззрения революционных демократов во главе с Н. Г. Чернышевским. «Мирискуссники» создали новый художественный язык.
В своих произведениях А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст особенно часто обращались к ушедшим эпохам, заново открывая их неповторимую прелесть, насыщая образы множеством ассоциаций, связанных с литературой, музыкой, театром1.
А. Бенуа был вольнослушателем Петербургской академии художеств. Живописец, книжный график, художник театра. Большой цикл его работ посвящен Версалю: «Последние прогулки Людовика XIV» (1897), «Прогулки короля» (1906). Художник объединяет человека и природу по принципу контраста: гротескно трактованные фигурки людей даны силуэтно, они словно тени минувшего, воскресшие волею художественной фантазии, и кажутся поэтому более искусственными, чем регулярный парк. В картине «Парад при Павле I» (1907) Бенуа выступает как тонкий толкователь истории России XVIII века. Эти картины принадлежат к жанру исторических пейзажей.
Е. Е. Лансере учился в Петербурге, в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, и за границей. Живописец, график, художник театра. Он писал петровский Петербург: «Петербург начала XVIII в.» (1906), «Корабли времен Петра I» (1909).
Л. С. Бакст (Розенберг) был вольнослушателем Петербургской академии художеств, учился в Париже. Живописец, книжный график, художник театра. Его портретное творчество восходило к лучшим традициям русской реалистической школы: «Дягилев С. П. с няней» (1905).
М. В. Добужинский учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и за границей. Он изображал современный ему урбанистический Петербург: «Кукла» (1905), «Старый домик» (1906), «Окно парикмахерской» (1906).
К. А. Сомов учился в Петербургской академии художеств у П. П. Чистякова и И. Е. Репина. Живописец, график, художник театра. Более всего известен как живописец празднеств, карнавалов, галантных сцен, написанных как воспоминание о XVIII веке: «Осмеянный поцелуй» (1908), «Арлекин и дама» (1912), «Зима. Каток» (1915). К. Сомов создал свой особый тип портрета: «Дама в голубом» (1900), портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), портрет отца художника А. Сомова, портреты А. Блока (1906), М. Кузьмина (1906).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.