Под влиянием мастеров немецкого экспрессионизма Кандинский освоил технику гравюры на дереве — ксилографию. Обобщение опыта мастеров экспрессионизма привело к рождению собственной экспрессии и первым опытам абстрагирования, воплощенных в альбомах гравюр «Стихи без слов» (М., 1904 г.) и «Ксилографии» (Париж, 1909г.).
Посещение Парижа в 1906—1907 гг. стало для Кандинского знаковым: он познакомился с творчеством Матисса, Делоне и Пикассо, перевернувшим его собственное представление об искусстве. С понятием цвета, усвоенным от Матисса, Кандинский не расстанется никогда: даже манера нанесения красок на холст будет порой напоминать о гениальном французе. В освобождении от эстетики реализма начала выкристаллизовываться его собственная система. Кандинский искал пути к абстрактной живописи параллельно со многими знаменитыми мастерами. Поиски художника постепенно обрели четкие очертания.
Его основополагающий трактат «О духовном в искусстве», изданный в 1912 г., стал первым провозглашением абстрактной живописи, облеченным в словесную форму. Открытие новой творческой методологии утверждения личности носит в его интерпретации характер пророчества: личность открывает широкий путь в искусстве через чувственное отношение к новому пафосу тотального жизнестроения. В 1911 г. он создал первую абстрактную акварель, в 1911 — 1913 гг. написал серии беспредметных картин: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Каждая из серий была наполнена собственным смыслом. Согласно замыслу автора, даже если картина беспредметна, в ней угадывается изобразительный подтекст. Но главный смысл заключен в колорите и композиции — средствах чистой живописи. Осуществление замысла проходит некий путь, который отделяет законченный образ от первых визуальных впечатлений или интеллектуальных замыслов. Так, все произведения оказываются разделенными на «импрессии», «импровизации» и «композиции», воплощающими стадии удаления от первичного импульса. «Впечатление», или «импрессия» бывает во многом случайным и передает эффект видимой натуры. «Импровизация» подразумевает подключение фантазии, переосмысление впечатления, высвобождение интуитивного начала, выражает впечатления внутренние. «Композиция» оказывается высшей и самой сложной формой проявления художника, апогеем творчества.
Метод и стиль Кандинского окончательно сформировались в 1-й половине 1910-х гг. Главное начало в искусстве он видел в его духовном содержании. В качестве основного средства выражения этого содержания он определил особое сочетание беспредметных форм. Суть возвещенных им принципов выходила далеко за рамки художественных проблем. Расцвет творчества Кандинского как художника пришелся на 1913—1914 гг. Вообще, это время было самым значимым и, пожалуй, самым безмятежным периодом его творческой жизни.
Кандинский был едва ли не единственным русским художником начала XX века, который преодолел не только государственные границы, но гораздо более глубокую пропасть — разницу национального мышления, русского и немецкого. Он равно принадлежит двум культурам, и невозможно без ущерба для объективной картины разделить на немецкое или русское то цельное, что он представляет собой как личность. Но, бесспорно, его новый путь в искусстве начался с Мюнхена, столицы югендштилн, немецкого модерна. Уникальная атмосфера культурной жизни увлекла Кандинского чрезвычайно. Он увлекался теософской литературой — книгой Е. Блаватской «Ключи теософии» и сочинениями Р. Штсй-нера и Э. Шсре. Многие термины для своих собственных литературных трудов Кандинский почерпнул из этих работ. Идеи европейского символизма, сформулированные в романе «Наоборот» К. Гюисманса и трактатом «О внутренней красоте» М. Метерлинка, не оставили его равнодушным. Современная немецкая поэзия и музыка также сыграли важную роль в формировании того, что стало впоследствии эталоном абстрактного искусства Кандинского. Помимо глубокого знания практически всех новейших веяний современного ему искусства Запада и России и личного знакомства с виднейшими его представителями, Кандинский скрупулезно изучал живопись старых мастеров, считая себя продолжателем европейской художественной традиции, — его личная позиция, не характерная для авангарда в целом. Кандинский усвоил и развил традиции немецкого романтизма, с которым связаны представления о синтетичности искусств. Учение Гете о цвете находит отклики в произведениях художника. Романтически осознанная русская национальная традиция сыграла здесь не последнюю роль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.