Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 6

Один из самых ярких жудожников «серебряного века» Виктор Михайлович Васнецов учился в Вятской духовной семинарии, в Артели художников и в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге у И. Н. Крамского, в Петербургской академии художеств у П. П. Чистякова. Живописец, график, театральный художник, автор архитектурных проектов, академик. Участник Товарищества передвижных художественных выставок (затем вышел из него).

Художественное значение творчества Васнецова заключается в глубокой типизации образов при сохранении в них жизненной правды и национального своеобразия. В основе развития творчества этого большого художника лежала способность выразить в своих произведениях дух народа, его характер. Это сказалось в умении передать в зрительных образах глубину идейного содержания русского народного творчества, его тонкую лиричность, удивительную и своеобразную красоту и поэзию, связанную с русской природой. Темы для творчества он брал в устной народной поэзии, поняв, что «фольклор с глубокой древности неотступно сопутствовал истории».

В. М. Васнецов начинал как художник бытового жанра, передвижник. Однако к 80-м годам XIX в. постепенно накапливалось его особое, отличное от передвижничества, видение мира и прекрасного в нем. Братья Васнецовы войдут в состав «Союза русских художников».

Фольклорная тема В. М. Васнецова не была уходом от проблем времени. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Битва русских со скифами» (1881), «Аленушка» (1881), роспись зала каменного века в Историческом музее (1882—1885), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Работа над этими картинами шла параллельно с увлечением частной оперой С. И. Мамонтова, с деятельностью в Абрамцевском кружке. Зрелым мастером он приступил в середине 80-х годов XIX в. к росписи Владимирского собора в Киеве. И в начале XX в. основой творчества В. М. Васнецова оставались эпос, история и религия, он не принял стиля модерн в живописи.

Его младший брат Апполинарий Михайлович Васнецов начинал как пейзажист, а на рубеже XIX—XX веков обратился к историческому прошлому, стал мастером эпического городского пейзажа: «Московский Кремль при Иване I», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Всесвятский мост в XVII в.», «Красная площадь в XVII в.».

Творчество Андрея Петровича Рябушкина так же опирается на историю родной страны. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, в Петербургской академии художеств. Живописец, график. Экспонент объединения «Мир искусства» и Союза русских художников.

Творчество А. П. Рябушкина посвящено одной теме — исторической: «Поездки по старым городам» (1891), «Потешные Петра I» (1892), «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами» (1893), «Московская улица XVII в,» (1899), «Русские женщины в церкви XVII в.» (1899), «Свадебный поезд» (1901), «Едут» (1901).

Он был увлечен Древней Русью. Ретроспективизм и декоративность — это черты нового направления в живописи начала XX в. — живописи модерна. Стоит отметить своеобразие художественного языка картин А. П. Рябушкина: использование орнаментарного колорита красок, техники примитивизма, элементов иконописи.

Великий пейзажист Исаак Ильич Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, Выдающийся живописец, педагог, академик. Член Товарищества передвижных художественных выставок, экспонент объединения «Мир искусства».

И. И. Левитан определил новые пути развития русской пейзажной живописи, у передвижников он воспринял гражданские мотивы и обогатил пейзаж философскими раздумьями, рожденными общением с природой.

Необходимо отметить, что художник постоянно искал обобщенный образ Родины, поэтому столь разнообразно смысловое содержание его пейзажей, наделенных символическим смыслом: «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1894); трагическим звучанием: «Владимирка» (1892). Лирические пейзажи проникнуты светом, воздухом: «Тихая обитель» .(1890), «Вечерний звон» (1890), «Свежий ветер. Волна» (1895), «Весна — большая вода» (1897). Отметьте, что в 1890-е годы художник создал самые зрелые, новаторские произведения: «Золотая осень» (1895),:«Март»;:(1895), «Озеро. Русь» (1899—1900)1. В разработке патриотической темы художник достиг эпических высот звучания.