Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 20

Пиросмани писал в технике примитивизма, наивного искусства, картины не датированы. Самые известные: «Актриса Маргарита», «Прогулка оленя», «Рыбак в красной рубахе», «Девочка с шаром и сачком», «Ортачальская красотка» и великолепные рисунки животных. Художник ставил удивительные цветовые задачи и с блеском решал их. Пиросмани был одним из последних художников примитивизма. Нико Пиросманашвили (Пиросмани) был художником-самоучкой. Его даты жизни известны приблизительно. Его родина — Грузия, Кахетия. Большинство картин он писал по заказу духанщиков (владельцев местных трактиров) на черной клеенке. Пиросмани — на редкость плодовитый художник. Общее количество написанных им картин исчисляют одной или двумя тысячами.

Пиросмани писал в технике примитивизма, наивного искусства, картины не датированы. Самые известные: «Актриса Маргарита», «Прогулка оленя», «Рыбак в красной рубахе», «Девочка с шаром и сачком», «Ортачальская красотка» и великолепные рисунки животных. Художник ставил удивительные цветовые задачи и с блеском решал их. Пиросмани был одним из последних художников примитивизма.

Начавшийся в XVII веке процесс перерождения иконы в религиозную картину завершился окончательно к началу XIX в. Но наряду с упадком церковного искусства в XIX в. в России наблюдаются интересные процессы в светской живописи: появляются художники, разрабатывающие христианские темы — А. Иванов, Н. Ге, В. Поленов, Н. Крамской.

В конце XIX б. группа художников, приглашенная профессором Адрианом Праховым в Киев, расписывает Владимирский собор. Возглавили эту группу В. Поленов и В. Васнецов. Стиль Владимирских фресок и мозаик несколько экзальтированно-манерный, элементы декорации модерна сочетаются с натурализмом и скрупулезной точностью деталей. Стремление художников создать образы, достойные православного храма, давали интересные результаты. Стоит обратить внимание на образ Богородицы работы В. Васнецова. Попыткой соборного восстановления основ церковного искусства можно считать создание Марфо-Мариинской обители в Москве: архитектор А. Щусев строит храм, М. Нестеров пишет фрески, иконы для иконостаса. В Петербурге архитектор А. Парланд строит храм Спаса на Крови, а художники М. Нестеров, В. Васнецов, А. Рябушкин и др. пишут фрески и иконы. Эти памятники имеют выдающееся значение как образцы хорошо найденного решения церковного стиля, к которому стремились художники в начале XX в. Но слабость их в том, что образы, созданные художниками, так же далеки от иконы, как и попытки их предшественников. Все предпринимаемые усилия оказались тупиковыми, потому что никто уже не знал настоящей иконы.

Именно в начале XX в. делаются первые попытки расчистить старые иконы. Реставрационное открытие иконы начинает новый процесс поиска образа

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в

На исходе XIX столетия в русской архитектуре возникает стиль модерн. Стоит пояснить, что в отличие от предыдущих стилей русского и мирового зодчества модерн не получил тогда господствующего положения в практике архитекторов, однако редко кто из архитекторов не испытал на себе его воздействия. Необходимо различать особенности ранних и поздних форм модерна.

В начале 1900-х годов в России преобладал модерн декоративный, часто вычурный по формам.

Черты раннего модерна с особой полнотой и наглядностью проявились в жилых зданиях и особняках (особняк Рябушинского, 1900—1902, архитектор Ф. Шехтель); свободная симметрия объемов, разнообразие форм, проемов окон и дверей, плоские, резко выступающие карнизы, глазурованный кирпич и мозаика в наружном оформлении здания — все это свойственно данному и другим зданиям конца XIX — начала XX в.

Особенностями русского модерна было сочетание его с мотивами древнерусской архитектуры (архитектор Шехтель, здание Ярославского вокзала в Москве).

Определенный подъем переживала скульптура с середины 1890-х годов, причем связан он с деятельностью скульпторов Академии художеств.