Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 12

В 1910г. Малевич принял участие в организованной М. Ф. Ларионовым и Д. Д. Бурдюком первой выставке «Бубновый валет», носившей эпатажный характер и выявившей разнообразные новаторские идеи творческой молодежи Москвы. В конце 1911 г. было учреждено общество художников с одноименным названием, в состав учредителей которого вошел и Малевич. В ноябре 1916 г. на пятой выставке «Бубнового валета» художник впервые показал в Москве шестьдесят супрематических работ. В октябре 1917 г., незадолго до прекращения деятельности общества, он был избран председателем правления.

В 1911 г. Малевич участвовал в выставке общества «Московский салон», в 1912 г. принимал участие в выставке «Ослиный хвост». Но особое место в его биографии заняло общество художников «Союз молодежи», просуществовавшее с 1909 по 1913 гг., активным членом и экспонентом которого он был. В 1912 г. Малевич познакомился и сблизился с М. В. Матюшиным, их дружба продолжалась всю их жизнь.

В середине июля 1913 г. в Финляндии состоялся Первый всероссийский съезд футуристов, в составе трех участников: Крученых, Малевича и Матюшина. Они выпустили манифест, провозглашавший необходимость создания нового театра, который получил название «Будетлянин». В театре планировалось организовать особые спектакли — дейма, которые состоялись в декабре 1913 г. в помещении театра петербургского Луна-парка. В частности, была поставлена опера «Победа над Солнцем», написанная в соавторстве Матюшиным, Крученых и Хлебниковым. Декорации, костюмы, и обложку к либретто оперы выполнил Малевич. Работу над этим спектаклем он оценил затем как становление своего главного детища — супрематизма (от «supre-mus» — высший). Художник всегда настаивал, что «Черный квадрат» был создан именно в 1913г., хотя никто из его соратников не видел эту работу до 1915 г., когда она была впервые экспонирована.

В начале 1910-х гг. Малевич очень активно участвовал в выставочной и издательской деятельности группы московских футуристов вместе с Розановой, Гончаровой, Ларионовым, Крученых, Матюшиным, Хлебниковым и др. В 1913 г. он экспонировал свои работы в выставке группы художников «Мишень», организованной Ларионовым. Когда в начале

1914 г. в Россию приехал теоретик и лидер итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти между русскими   футуристами   произошел   раскол — Ларионов призвал отказаться от идей итальянского лидера движения, а Малевич поддержал того.

В 1914 г. Малевич показал свои работы в Париже на Салоне независимых. Весной 1915 г. он выставлялся на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. В мае того же года художник в тайне от своих соратников разработал новую живописную систему — супрематизм. Он написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», который издал Матюшин осенью 1915 г. Малевич решительно отрицал кубизм и футуризм как живописные явления и свою с ними связь, хотя именно из сложного коктейля русского кубофутуризма и родился впоследствии его «Черный квадрат».

На состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 гг. «Последней футуристической выставке картин «0,10» Малевич выставил тридцать девять работ под общим названием «Супрематизм живописи», среди которых впервые фигурировал «Черный квадрат». Окруженный композициями из красных и белых цветов, «Черный квадрат» предъявлял совершенно новую концепцию авангардного мышления. Путь его создателя к беспредметному искусству был связан скорее не с живописными, а с поэтическими поисками футуристов. Так, толчком для создания «Квадрата» мог послужить манифест Крученых 1913 г. «Слово как таковое».

Невозможно понять творчество Малевича, не вникая в созданные им тексты. Из переписки художника с Матюшиным и многочисленных статей того периода, написанных заумным футуристическим языком, постепенно выкристаллизовывалась суть концепции новой теории абстрактного искусства. Малевич боролся с предметным миром не только кистью, но и словом. Любая ветвь авангарда начала XX века подразумевала попытку реализации некой социальной утопии, и пример Малевича — не исключение. В процессе переустройства мира должен был явиться некий суперчеловек, которому оказались бы открыты и подвластны все тайны Вселенной. Отсюда становится понятно, почему русский авангард приветствовал революцию именно как возможность кардинального переустройства мира и человека. И «Черный квадрат» Малевича стал символом, своеобразной иконой грядущих перемен, а сам мастер остался одной из немногих в истории мирового искусства величин авангарда, сумевшим основать абсолютно оригинальное направление в искусстве, отклики существования которого появляются по сей день.