Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 14

В 1925 г. умерла С. М. Рафалович — жена Малевича. Весной 1926 г. музейный отдел Гинхука был закрыт, экспонаты переданы в Государственный Русский музей. В течение 1926 г. Гинхук был ликвидирован, а отделы и сотрудники переведены в Государственный институт истории искусства (ГИИИ). В первой половине 1927 г. художник посетил Варшаву и Берлин, где состоялись выставки ею работ. В июне он получил распоряжение срочно выехать на родину. Большая часть работ Малевича и его архив, оставшиеся в Берлине, хранятся теперь в Стейделик музеуме в Амстердаме. В июле того же года Малевич женился на Наталье Андреевне Манченко.

В 1928 г. художник продолжил исследовательскую деятельность в ГИИИ. В конце 1929 г. в Третьяковской галерее открылась персональная «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». Малевич снова обратился к теме своих работ крестьянского цикла, трактуя их по-новому и относя их к «супранатурализму». В 1928—1930 гг. преподавал в Киевском художественном институте. В 1930 г. в Киеве состоялась персональная выставка Малевича. Осенью того же года художник был арестован, некоторое время провел в тюрьме ленинградского ОГПУ и был освобожден лишь в начале декабря. В 1931 г. он создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде. В 1932 г. Малевич получил должность руководителя экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее. В 1932—1933 гг. художник участвовал в проходившей в Ленинграде и Москве Юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет».

В 1933 г. Малевич тяжело заболел. Он умер 15 мая 1935 г. в своей ленинградской квартире. По завещанию художника урну с его прахом захоронили в Немчиновке. На месте погребения установили памятник по проекту Н. М. Суетина в виде белого куба с черным квадратом. Во время Великой Отечественной войны памятник был уничтожен, а могила утеряна. В 1988 г. на этом поле установили мемориальный знак1.

Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 г. в Москве в семье купца, потомка сибирских каторжан. В 1X85 г. окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1889 г. участвовал в экспедиции по Вологодской губернии, где познакомился с народным искусством и иконописью. В 1893 г. окончил курс университета с дипломом первой степени и был рекомендован профессором А. И. Чупровым для работы на кафедре политической экономии и статистики. В 1895 г. написал диссертацию, но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству.

В декабре 1896 г. Кандинский уехал в Мюнхен и поступил в школу-студию Антона Ашбе. Там он познакомился с художниками А. Г. Явленским, М. В. Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем. В 1900 г. учился в Мюнхенской академии художеств у Франца Штука, где приобрел опыт выполнения аналитических штудий.

Кандинский регулярно приезжал в Россию, посетил Италию, Францию, Голландию и Швейцарию, работал в Амстердаме и Париже, побывал в Тунисе. С 1901 по 1914 гг. спутницей его жизни была художница и ученица Габриэль Мюнтер. Кандинский дружил с художником П. Клее и композитором Ф. А. Гартманом, встречался и переписывался с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бурдюком, В. Д. Бурдюком, Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым. Участвовал в многочисленных выставках различных художественных объединений начала XX в,

Василий Кандинский был первым художником, сумевшим не только создать новый художественный язык XX века, но и сформулировать его основные задачи, придать ему всемирную значимость. Его первая самостоятельная манера сложилась под сильным влиянием живописи импрессионистов. Работы этого периода представляют собой преимущественно небольшие натурные этюды. Начало было положено в 1901 — 1903 гг. в Швабии и подмосковной Ахтырке. Следующий этап начинается в 1906 г. в Сен-Клу и завершается в 1908 г. в Мурнау, близ Мюнхена. Очаровательные в своей простоте деревенские пейзажи, виды усадеб, городские зарисовки, написанные свободными густыми мазками, постепенно приобретают черты все большей экспрессии. Чуть позже, около 1906—1908 гг., у Кандинского сформировалась новая манера, по характеру и сюжетам близкая «Миру искусства». Используя декоративный «мозаичный» мазок, Кандинский создавал полотна преимущественно на русские темы: древние парусники и торжища, красавицы и воины и т. д,