Итак, сразу дадим некое «идеологическое» обоснование развития культуры на протяжении вышеобозначенного отрезка времени. Русские философы Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев создали целостную философскую систему - антропокосмизм, систему, в которой мир природы и мир человека гармонично слились в одно целое. Это была попытка привнесения человеческого смысла в природу и историю и одновременно осознание космического масштаба деятельности человека, философия антропокосмизма была последней попыткой органического взаимодействия идеалов традиционализма и либерализма. Это было время творческого подъема, души раскрывались для всякого рода увлечений, встреч, дискуссий. Произошел необыкновенный взрыв выставочного и музейного дела. Просветительской деятельностью в сфере искусства занимались и частные лица - русские меценаты. Но вместе с тем конец XIX. - начало XX в.- время канунов, всеобщее оглушение неминуемых перемен и сдвигов, предчувствие катаклизмов. Что несет с собой грядущее? Это для широких кругов художественной интеллигенции было туманно. Интеллигенция искала выход. Лишь немногие примкнули к революционному движению. Ответом либералов революционной интеллигенции был сборник статей "Вехи", вышедший в 1909 г. В нем было переосмыслено место интеллигенции в России и отношение ее к народу. "Вехи" обозначили разрыв либеральной интеллигенции с традиционными идеалами интеллигентов-разночинцев 60-70-х гг. XIX в., главными из которых были преклонение перед "народом-страдальцем" и чувство вины перед ним. "Веховцы", осудив "народопоклонство" интеллигенции, которое приводило к некритическому заимствованию западных революционных идей, предложили новый идеал личностного совершенствования и свободного творчества во имя буржуазного развития России. "Вехи" были манифестом появившейся в России и осознавшей свое предназначение буржуазной интеллигенции. Идеи "веховцев" во многом определили тот духовный климат, в котором создавалась русская культура начала XX в.
Конец XIX в. был отмечен оскудением передвижничества, как ведущего и целостного по идейным и художественным особенностям направления в русском искусстве. Главная причина коренилась в том, что молодежь жаждала обновления тем и художественного языка, Не отображать окружающий мир ("прекрасное есть жизнь" - Чернышевский, идеолог разночинской интеллигенции), а с помощью новых средств выразительности создавать образ нового мира, новые реальности. Молодое поколение художников привлекали другие цели, чем передвижников: не расширение, а углубление предмета изображения, изучение его духовного начала. Живопись молодых утратила прежнюю социальную остроту, социальная тема их мало интересовала, они отказались от прямого вмешательства в общественную борьбу. Молодежь мечтала о большом стиле, соответствовавшем эпохе грозных предназначений, они верили, что красота спасет мир, что цель искусства - служение красоте. А художник в своих поисках красоты автономен и независим.
Художественный процесс 1895-1917 гг. представлял собой сложное явление. Возникло множество художественных объединений, каждое со своим видением красоты, со своей платформой и программой. Существовали, конкурировали разные мнения о красоте, роли художника. Каждое объединение художников устраивало выставки: "Мир искусства", "Союз русских художников", "Санкт-Петербургская община художников", "Общество им. художника Куинджи", "Голубая роза", "Бубновый валет", "Золотое руно", "Мишень", "Ослиный хвост". Для сравнения отметим, что во второй половине XIX в. оппозиционность эстетических платформ передвижников и Академии художеств исчерпывала содержание художественной жизни общества1.
Валентин Александрович Серов учился у И. Е. Репина, у К. Кеппинга в Мюнхене, затем у П. П. Чистякова в Петербургской академии художеств. Живописец, рисовалыцик, педагог, академик. Член Товарищества передвижных художественных выставок, член объединения «Мир искусства», участник художественного кружка в Абрамцеве и Русской частной оперы С. И. Мамонтова.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.