Разработка программы «Культура России в конце XIX - начале ХХ века», страница 5

В. А. Серов — великий русский художник, представитель реалистической школы живописи и смелый новатор. Он принадлежал к поколению мастеров, которое восприняло все лучшее от передвижников, развило их .традиции в живописи. Но время, в которое он жил, дало возможность осваивать новые направления в живописи, в графике, в рисунке, Серов не отображал действительность, как передвижники, а создавал свое видение мира, его привлекали другие цели творчества: не расширение, а углубление предмета изображения, изучение его духовного начала. Он совершенствовал художественный язык, используя элементы импрессионизма, неоромантизма, символизма. Это особенно заметно в портретном жанре; «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Мика Морозов» (1901); портреты: А. М. Горького (1905), М.Н.Ермоловой (1905), М.А.Морозова (1907). Серов обогатил нашу живопись, создав новый тип портрета — социальный портрет: портреты семейства Юсуповых, В. О. и Г. Л. Гиршман, О. К. Орловой. Он писал глубокие по содержанию психологические портреты: императора Николая II, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Ф. Томаньо.

В. А. Серов был прекрасным пейзажистом, писал картины на исторические и мифологические сюжеты. Таким образом, цель доклада о В. А. Серове — показать многообразие его творчества и новаторский характер его живописи; подчеркнуть, что В. А. Серов создавал свои произведения в русле модерна — нового направления в живописи XX в1.

Еще один видный живописец того времени Михаил Васильевич Нестеров учился в Московском училище живописи, ваяния, и зодчества у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в Петербургской академии художеств у П. П. Чистякова. Живописец, график. Член Товарищества передвижных художественных выставок, учредитель «Союза русских художников».

М. В. Нестеров был певцом национальной патриархальной старины, которую поэтизировал в своих картинах, изображая различные стороны прошлого. Православие было его жизненным и духовным стержнем. Поиск своего творческого пути привел художника к пониманию духовных основ жизни народа Эти основы он видел в православии. Нестеров писал православный русский народ, создавая сюжеты из жизни монахов и старцев, святых и нищих: «Видение отроку Варфоломею» (1890), «Пустынник» (1889), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898), «Молчание» (1903), «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892), «Труды Сергия» (1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899), «Святая Русь» (1901—1905), «На Руси» (1916).

В этих полотнах проявились присущие М. В. Нестерову мастерство воссоздания народных типов, поэтичность образов людей и природы, реалистичность живописи, стремление к монументальности.

Нестеров был автором нежных, психологических портретов, проникновенных пейзажей.

Художник расписывал храмы: Владимирский — в Киеве, Спаса на Крови—в Петербурге, Марфо-Мариинскую обитель — в Москве.

Неким противовесом нестеровской живописи было творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у И. Е. Репина. Живописец, скульптор, художник театра, педагог, академик. Учредитель Нового общества художников, член Союза русских художников, объединения «Мир искусства», группы «Шестнадцать», экспонент «Общества художников».

В первое десятилетие XX века в среде творческой интеллигенции усиливается интерес к фольклору, к народной традиции. В этом направлении работал Б. М. Кустодиев. Для него обращение к фольклору — основа воплощения романтического образа родины — России в ее подчеркнуто национальной самобытности. Художник долго искал свой творческий путь, который стал оформляться со времени участия его в выставках объединения «Мир искусства». Основой кустодиевского стиля были приемы лубка — красочного, декоративного, пряничного, с чертами гротеска. Кустодиева привлекали яркая самобытность обрядов, торжественность русских праздников, своеобразие национального уклада жизни, особенно провинциального. Он создал многочисленные портреты купчих, изображал на картинах ярмарки, виды Волги, масленичные гулянья, трактиры1.