Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  20

                      Соборные послания

Под соборными   посланиями    Климент    Александрийский,

Дионисий Александрийский,   Ориген   имеют   в  виду  окружные послания -  "энкиклиос"   (отсюда   "энциклика"   -   окружное послание). В Деян. 15 повествуется о таком окружном послании иерусалимского апостольского  собора  49  г.  -  послании  для целого церковного округа.

В этом смысле 2-е и 3-е Иоанновы  послания не могут  быть названы соборными, как имеющие частное назначение и адрес. 2-е

Ин.  адресовано "избранной госпоже и детям ее,  которых  Иоанн любит по истине,  и не только он,  но и все познавшие истину".

3-е Ин. адресовано "возлюбленному Гаию".

Хотя в 1-м Ин. не указан конкретный адресат, оно написано с учетом интересов конкретной общины и грозящих ей ересей.  Но чтобы не разрывать корпус Иоанновых посланий, все три послания были отнесены к группе соборных.

1 Пет.   адресовано   пришельцам,   рассеянным  в  Понте,

Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1 Пет. 1:1).

Хотя "соборные" послания обращены к более широкому кругу, чем Павловы, но они также имеют определенное место назначения.

Итак, понятие "соборное послание" условно. Послание Иак.

имеет адрес,  оно  было  направлено   определенной,   хотя   и разбросанной общине    -   двенадцати   коленам   в   диаспоре

(рассеянии) - Иак.  1:1:  "Иаков,  раб  Бога и Господа  Иисуса

Христа, двенадцати   коленам,   находящимся   в  рассеянии,  радоваться".

Рассеяние - еврейская эмиграция из Палестины.  (Пс. 146:2

- "Зиждяй Иерусалима Господь,  рассеяния Израилева  соберет").

Речь идет о христианах еврейского происхождения,  рассеянных в

Римской империи.

На Западе термин "соборные послания" связывают с тем, что они были приняты всей Церковью,  в отличие  от  тех  посланий, которые имели   лишь   местное   и  временное  значение  и  не признавались как Св.  Писание - напр.,  послания св.  Климента

Римского Коринфянам   (II  век),  послания  ап.  Варнавы,  св.

Игнатия Богоносца,  еп.  Антиохийского (15 посланий  I  века), священномученика Поликарпа, ученика ап. Иоанна, еп. Смирнского

(II век),  Послание к Филиппийцам,  послание Афинской  церкви.

Послания святых  мужей  и апостолов Церкви всегда пользовались уважением в поместных общинах и церквах,  но  не  признавались всей Церковью   как   соборные.  Чтобы  отличить  канонические соборные послания от неканонических в  римской  Церкви  в  так называемом Галасиевом декрете, изданном римским папой Галасием

I (  конец  V  века),  соборные  послания   вошли   в   группу

"признанных" (принятых) книг - "либрис реципиендис", в отличие от неканонических книг - "нон реципиендис".

Точную последовательность  соборных  посланий  определить трудно. По правилу 85-му св.  апостолов первыми после Павловых идут "два послания Петра, затем три Иоанна, Иаково едино, Иуды едино". В правиле 60-м поместного Лаодикийского собора 364  г.

соборные послания  помещаются впереди Павловых,  а первым идет

Иаков, затем Петра два,  Иоанна три,  Иуды едино" (т.е.  как у нас в синодальных изданиях Нового Завета).

Литература:

1. Еп.  Михаил Лузин.  "Толковый Апостол.  Т.2.  Соборные послания". Киев, 1905.

2. Прот.   Дмитр.   И.Богдашевский.  "Опыты  по  изучению

Священного Писания Нового  Завета.  Т.1.  Соборные  послания".

Киев. 1909.

3. Иером.  Георгий  Ярошевский.  "Соборные  послания  Ап.

Иакова". Киев, 1901.

4. Толкование соборных посланий свв.  апп. Перев. с греч.

Житомир, 1909.  (Перевод  греческих катэн - сводное толкование по разным отцам  и  учителям  Церкви.  "Катэна"  -  "цепь";  в катэнах сохранились утраченные толкования свв. отцов).

В греческих  изданиях  Нового  Завета,  в александрийской

Библии, а  также  на  Западе  соборные   послания   помещаются непосредственно после корпуса Павловых посланий.  В славянских и русских  изданиях  они  предшествуют  посланиям  ап.  Павла, следуя непосредственно после Деяний.

По Типикону соборные послания читаются в круге  седмичных чтений вслед  за  Павловыми  посланиями.  Читаются  они  перед

Великим постом.  После  Евр.,  со  среды   31-й   седмицы   по

Пятидесятнице по  четверток  32-й  седмицы  читается  соборное послание Иакова.  С  пятницы  32-й  седмицы  по  четверг  33-й седмицы читается  1 Пет.  С пятницы 33-й седмицы по среду 34-й читается 2 Пет.

(33-я неделя  по Пятидесятнице - это обыкновенно Неделя о мытаре и фарисее; читается 2 Тим.).

С четверга 34-й седмицы по четврег 35-й читается 1 Ин.

(34-я седмица - Неделя о блудном сыне,  читается 1 Кор.).

Только один день, в пятницу 35-й седмицы, читается 2 Ин.

(35-я неделя  -  она,   правда,   идет   без   номера   мясопустная, о Страшном суде; читается 1 Кор.)

В сырный понедельник (только один день)  читается  3  Ин.

"Старец Гаиеви возлюбленному, егоже аз люблю воистинну".

Похожие материалы

Информация о работе