2:12-13. Чтобы избегать лицеприятия и соблюсти закон любви ко всем, апостол советует беречь христианскую свободу и независимость от сильных мира сего. Апостол обличает стремление достигнуть спасения и оправдания одной верой без любви и добрых дел и раскрывает учение о союзе между верой и добрыми делами (2:14, 26). "Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имати, дел же не имать; еда может вера спасти его... Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть". Эти слова ап. Иакова, совершенно ясные сами по себе, обыкновенно противополагают словам ап. Павла о вере, спасающей без дел закона (Рим. 3:28), и находят по этому пункту разногласия между апостолами.
Итак, что же спасает человека: вера или дела? И как рассуждают об этом апостолы Иаков и Павел? Ответ на первый вопрос, безотносительно к апостольским изречениям, может быть сформулирован так: ни вера, ни дела закона в отдельности одно от другого не спасают человека, ибо отдельно они невозможны;
это две нераздельные, хотя и различные, стороны одного и того же предмета. Дела в человеке есть следствие веры.
В сущности, апостолы сходны во взгляде на веру и добрые дела. Ап. Иаков порицает такую веру, которую бесы имеют и трепещут, т.е. веру холодную, поверхностную. Павел отрицает всякое значение для спасения дел обрядового закона и отдает приоритет вере, "любовию поспешествуемой" (Гал. 5:6), т.е.
сопровождаемой делами любви христианской, за которые именно и ратует ап. Иаков.
2:15-17. Как одно наше сострадание ничуть не поможет нуждающемуся человеку, если мы ничего ему не дадим, так и вера наша, если теплотой своей не согреет наших ближних и не будет сопровождаться добрыми делами, будет мертвой вещью и не спасет никого.
2:21-24. Примерами деятельной и спасающей веры могут служить Авраам и Раав-блудница. Иаков говорит здесь, что
Авраам оправдался делами, а Павел - что не делами, а именно верой спасается человек (Рим. 4:1-3). Указание обоими апостолами на Авраама для доказательства двух очевидно противоположных мыслей не должно казаться странным. Так как вера и дела суть две стороны одного и того же предмета, то естественно, что праведный Авраам имел и веру и дела, достаточные для спасения и оправдания, а потому может служить примером и того, как спасают человека дела, и того, как спасается человек верой.
Итак, какой должна быть наша вера, по Иакову?
1. Вера не допускает лицемерия, лицеприятия и не терпит социальной несправедливости (2:1-13).
2:6 - "Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
2. Вера требует дел (2:14-26), вера являет себя делами, живет в делах (2:26): "Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть".
Теперь подробнее о вере и делах.
Здесь у Иакова есть общие точки соприкосновения с Евр.: в обоих посланиях имеется ссылка на жертвоприношение Исаака.
Евр. 11:17-19 - "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака..., о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя [Быт. 11:12]. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить".
Иак. 2:21-23 - "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? ...вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства.
И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим (Быт.
15:6)".
В обоих посланиях есть ссылка на подвиг Раав.
Квр. 11:31 - "Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев... не погибла с неверными".
Иак. 2:25 - "Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем?".
Для Павла Раав - подвижница веры, для Иакова - пример оправдания делами. По Иакову, вера исполняется, реализуется в делах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.