Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 10

2:12-13. Чтобы  избегать  лицеприятия  и  соблюсти закон любви ко всем,  апостол советует беречь христианскую свободу и независимость от   сильных   мира   сего.   Апостол   обличает стремление достигнуть спасения и оправдания  одной  верой  без любви и  добрых  дел и раскрывает учение о союзе между верой и добрыми делами (2:14,  26).  "Кая польза, братие моя, аще веру глаголет  кто  имати,  дел же не имать;  еда может вера спасти его... Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть".  Эти слова ап.  Иакова, совершенно ясные сами по себе, обыкновенно противополагают словам  ап.  Павла  о  вере, спасающей без  дел  закона  (Рим.  3:28),  и  находят по этому пункту разногласия между апостолами.

Итак, что  же  спасает  человека:  вера  или дела?  И как рассуждают об этом апостолы Иаков и  Павел?  Ответ  на  первый вопрос, безотносительно к апостольским изречениям,  может быть сформулирован так:  ни вера, ни дела закона в отдельности одно от другого  не спасают человека,  ибо отдельно они невозможны;

это две нераздельные,  хотя и различные, стороны одного и того же предмета. Дела в человеке есть следствие веры.

В сущности,  апостолы сходны во взгляде на веру и  добрые дела. Ап.  Иаков  порицает  такую  веру,  которую бесы имеют и трепещут, т.е.  веру холодную,  поверхностную.  Павел отрицает всякое значение  для  спасения  дел обрядового закона и отдает приоритет вере,  "любовию поспешествуемой"  (Гал.  5:6),  т.е.

сопровождаемой делами любви христианской,  за которые именно и ратует ап. Иаков.

2:15-17. Как  одно  наше  сострадание  ничуть  не поможет нуждающемуся человеку, если мы ничего ему не дадим, так и вера наша, если  теплотой своей не согреет наших ближних и не будет сопровождаться добрыми делами, будет мертвой вещью и не спасет никого.

2:21-24. Примерами  деятельной  и  спасающей  веры  могут служить Авраам  и  Раав-блудница.  Иаков  говорит  здесь,  что

Авраам оправдался делами,  а Павел - что не делами,  а  именно верой спасается   человек   (Рим.   4:1-3).   Указание  обоими апостолами на  Авраама  для   доказательства   двух   очевидно противоположных мыслей  не  должно казаться странным.  Так как вера и дела суть две стороны одного и  того  же  предмета,  то естественно, что   праведный   Авраам  имел  и  веру  и  дела, достаточные для спасения и оправдания,  а потому может служить примером и  того,  как  спасают  человека  дела,  и того,  как спасается человек верой.

Итак, какой должна быть наша вера, по Иакову?

1. Вера не допускает лицемерия,  лицеприятия и не  терпит социальной несправедливости (2:1-13).

2:6 - "Не богатые ли притесняют вас,  и не они ли  влекут вас в суды?

2. Вера требует дел (2:14-26),  вера являет себя  делами, живет  в  делах  (2:26):  "Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть".

Теперь подробнее о вере и делах.

Здесь у Иакова есть общие точки соприкосновения с Евр.: в обоих посланиях имеется ссылка на жертвоприношение Исаака.

Евр. 11:17-19 - "Верою Авраам,  будучи искушаем, принес в жертву Исаака...,  о котором было сказано:  в Исааке наречется тебе семя [Быт.  11:12].  Ибо он думал,  что Бог  силен  и  из мертвых воскресить".

Иак. 2:21-23 - "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на    жертвенник   Исаака,   сына   своего?   ...вера содействовала делам его,  и делами вера достигла совершенства.

И исполнилось  слово  Писания:  "веровал  Авраам  Богу,  и это вменилось ему в праведность,  и он наречен другом Божиим (Быт.

15:6)".

В обоих посланиях есть ссылка на подвиг Раав.

Квр. 11:31  -  "Верою  Раав  блудница,  с  миром принявши соглядатаев... не погибла с неверными".

Иак. 2:25  -  "Раав  блудница  не  делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем?".

Для Павла  Раав  -  подвижница веры,  для Иакова - пример оправдания делами.  По Иакову, вера исполняется, реализуется в делах.