Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 9

1:16-18. От Бога происходит только всякое доброе даяние и всякий дар  совершенный.  И  можно  ли  говорить:  "Бог   меня искушает", в особенности христианам, которых Он породил словом истины, чтобы им быть начатком (т.е.  избранными,  лучшими) из

Его созданий? Да не будет.

1:22 -  "Бывайте  же  творцы слова (русск.:  "исполнители слова"), а не  слушатели  только,  обманывающие  самих  себя".

Совершенство достигается   не  знанием  истины,  а  деятельным исполнением евангельского закона. Поэтому "не многие делайтесь учителями", которые подвергнутся большему осуждению.

1:25 - "Кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем,  ...тот, будучи... исполнителем дела... блажен будет в своем  действовании".  Евангельский  закон  становится

"законом совершенным"   ("номос  телиос;  букв.:  "достигающим цели") лишь когда  человек  делами  исполняет  его.  Жизнь  во

Христе регулируется самыми совершенными евангельскими законами.

1:21 - "Отложивши всякую  нечистоту  (слав.:  скверну)  и остаток злобы,   в  кротости  примите  насаждаемое  слово...".

Скверна - греч.  "рипария" -  медицинский  термин,  означающий

"серная пробка  в ушах".  Говоря о нечистоте,  Иаков призывает слушателей освободить  свои   уши   от   всего,   что   мешает воспринимать Слово  Божие,  т.е.  грехи делают наш ум глухим к

Божественному Логосу.

1:26 - "Если кто из вас думает,  что он благочестив, и не обуздывает своего языка, ...у того пустое благочестие" (слав.:

"сего суетна  есть  вера").  Праведность  связана с обузданием языка.

1:27 -  "Чистое  и  непорочное  благочестие пред Богом...

есть еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира".  (Лк.  6:36 - "Будьте милосерды, как Отец ваш небесный"). Т.е. благочестие воплощается в деятельном добре. В

этом, по Иакову, заключается христианская софия (мудрость).

Немного ранее (Иак.  1:17) - "Всякое даяние благо и  всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень" (из заамвонной молитвы). Этот стих  написан по-гречески гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и  двумя  безударными  слогами);  очевидно,  это цитата из какого-то греческого поэта.

Подчеркивая постоянство  и   неизменность   Бога,   Иаков употребляет два  астрологических термина:  "изменение" (слав.:

"пременение") -  "паралаги"  и  "перемена"  ("преложение")   "тропи".

"Паралаги" - отклонения в  траектории  движения  небесных тел, изменения  долготы  дня  и  ночи;  "тропи"  -  отклонение траектории солнца, различия в яркости звезд и планет. Бог выше астрологических прогнозов и не подчиняется им.

III концентр

В третьем концентре - учение о вере (глава 2).

2:1-4. Если  войдет в собрание церковное человек богатый, то ему предлагают переднее место,  а бедняка  в  худой  одежде оттесняют назад.

2:5-7. Но не бедных ли мира (каковы были  сами  апостолы)

избрал Бог   быть   богатыми   верою;  богатые  же  притесняют смиренных, бесславя этим доброе христианское имя.

2:8-11. Истинная  любовь к ближнему не зрит на лица;  она проявляет себя одинаковым образом ко всем ближним,  как и  Сам

Законодатель любви всегда един и неразделен в своих повелениях и требует исполнения закона во всем его нераздельном единстве, так что  если  бы  кто  про  себя  подумал,  что он весь закон исполнил и согрешил только в одном,  то он становится виновным во всем  как  поступивший  вопреки  единой воле Законодателя и нарушивший основной закон любви.