1:16-18. От Бога происходит только всякое доброе даяние и всякий дар совершенный. И можно ли говорить: "Бог меня искушает", в особенности христианам, которых Он породил словом истины, чтобы им быть начатком (т.е. избранными, лучшими) из
Его созданий? Да не будет.
1:22 - "Бывайте же творцы слова (русск.: "исполнители слова"), а не слушатели только, обманывающие самих себя".
Совершенство достигается не знанием истины, а деятельным исполнением евангельского закона. Поэтому "не многие делайтесь учителями", которые подвергнутся большему осуждению.
1:25 - "Кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, ...тот, будучи... исполнителем дела... блажен будет в своем действовании". Евангельский закон становится
"законом совершенным" ("номос телиос; букв.: "достигающим цели") лишь когда человек делами исполняет его. Жизнь во
Христе регулируется самыми совершенными евангельскими законами.
1:21 - "Отложивши всякую нечистоту (слав.: скверну) и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово...".
Скверна - греч. "рипария" - медицинский термин, означающий
"серная пробка в ушах". Говоря о нечистоте, Иаков призывает слушателей освободить свои уши от всего, что мешает воспринимать Слово Божие, т.е. грехи делают наш ум глухим к
Божественному Логосу.
1:26 - "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, ...у того пустое благочестие" (слав.:
"сего суетна есть вера"). Праведность связана с обузданием языка.
1:27 - "Чистое и непорочное благочестие пред Богом...
есть еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира". (Лк. 6:36 - "Будьте милосерды, как Отец ваш небесный"). Т.е. благочестие воплощается в деятельном добре. В
этом, по Иакову, заключается христианская софия (мудрость).
Немного ранее (Иак. 1:17) - "Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения стень" (из заамвонной молитвы). Этот стих написан по-гречески гекзаметром (шестистопным размером с одним ударным и двумя безударными слогами); очевидно, это цитата из какого-то греческого поэта.
Подчеркивая постоянство и неизменность Бога, Иаков употребляет два астрологических термина: "изменение" (слав.:
"пременение") - "паралаги" и "перемена" ("преложение") "тропи".
"Паралаги" - отклонения в траектории движения небесных тел, изменения долготы дня и ночи; "тропи" - отклонение траектории солнца, различия в яркости звезд и планет. Бог выше астрологических прогнозов и не подчиняется им.
III концентр
В третьем концентре - учение о вере (глава 2).
2:1-4. Если войдет в собрание церковное человек богатый, то ему предлагают переднее место, а бедняка в худой одежде оттесняют назад.
2:5-7. Но не бедных ли мира (каковы были сами апостолы)
избрал Бог быть богатыми верою; богатые же притесняют смиренных, бесславя этим доброе христианское имя.
2:8-11. Истинная любовь к ближнему не зрит на лица; она проявляет себя одинаковым образом ко всем ближним, как и Сам
Законодатель любви всегда един и неразделен в своих повелениях и требует исполнения закона во всем его нераздельном единстве, так что если бы кто про себя подумал, что он весь закон исполнил и согрешил только в одном, то он становится виновным во всем как поступивший вопреки единой воле Законодателя и нарушивший основной закон любви.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.