Нового Завета в 1522 г. приложил оглавление, в котором все книги были пронумерованы. В конце списка стояли книги без указания порядковых номеров: Иак., Иуд., Евр. и Апок., которые
Лютер по собственному произволу исключил из новозаветного канона. Лишь в XVII веке протестанты восстановили каноничность
Иак., но до сих пор в Новом Завете послание Иакова печатается у лютеран на предпоследнем месте (после Евр. и перед Иуд.: 1-2
Пет., 1-3 Ин., Евр., Иак., Иуд.). В предисловии к своему переводу Нового Завета Лютер называет Иак. "соломенным"
посланием (Фома Аквинский имел видение, после которого он объявил все свои послания соломой), т.к. в нем 1) в противоположность Павлу, искушение связывается не с верой, а с человеческими деяниями; 2) в нем нет упоминаний о страданиях и
Воскресении Иисуса Христа, а также о Св. Духе. О Христе в послании говорится лишь два раза.
Лютер вообще не любил идею о законе и всегда повторял
Рим. 10:4 - "Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего". По Лютеру, Иаков снова отсылает людей к закону и его делам.
По Лютеру, подлинное мерило Богодухновенности новозаветных книг состоит в изображении места Христа в спасении человечества. Если Христос не проповедуется - книга не апостольская. А все, что проповедует Христа - апостольское, даже если это едлают Питал, Иуда или Каиафа.
В послании лишь два раза встречается имя Иисуса Христа, и эти упоминания носят почти случайный характер:
Иак. 1:1 - "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам...."
Иак. 2:1 - "Братия мои, имейте веру во Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица".
В послании нет ни одного упоминания о Воскресении
Христовом. Хорошо известно, что молодая Церковь выросла на вере в воскресшего Иисуса Христа.
По времени написания Иак. совпадает с Деян., где о
Воскресении Христа говорится не менее 30 раз (у Иакова - ни разу).
Главной целью послания, адресованного иудеохристианам, должно было бы быть доказательство мессианства Христа, но этого в Иак. нет. Однако это компенсируется частыми цитатами из Нагорной проповеди (23 цитаты): Иак. 2:12 - Мф. 6:14-15;
Иак. 3:11-13 - Мф. 7:16-20; Иак. 5:12 - Мф. 5:34-37.
Напр., Иак.5:12 - "Прежде же всего... не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас
"да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению". Иаков, видимо, знал Рим. и Гал., написав так подробно о вере и делах.
Среди новозаветных книг в послании больше всего того, что мог бы принять и с чем согласился бы добродетельный иудей.
Много гебраизмов. Иаков говорит, что Бог родил нас словом истины, "чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак.
1:18). Под этим можно понимать как акт творения Божия, так и возрождение Богом человечества во Иисусе Христе.
Выражения "закон совершенный" (Иак. 1:25) и "закон царский" (Иак. 2:8) можно в равной мере понимать как нравственный закон Декалога и как закон свободы во Христе.
Слова "пресвитеры Церкви" (Иак. 5:14 - "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви...") могут означать и священников христианской Церкви, и старейшин иудейских. В
Септуагинте (III век до Р.Х.) "экклисиа" - титул избранного народа.
В Иак. 2:2 говорится о "собрании" (слав.: "сонмище") "Если в собрание ваше войдет человек... в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде". Речь идет скорее о ветхозаветном молитвенном собрании, синагоге, чем о христианской церковной общине.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.