Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 3

Нового Завета в 1522 г.  приложил оглавление,  в  котором  все книги были  пронумерованы.  В  конце  списка  стояли книги без указания порядковых номеров: Иак., Иуд., Евр. и Апок., которые

Лютер по  собственному  произволу  исключил  из  новозаветного канона. Лишь в XVII веке протестанты восстановили каноничность

Иак., но  до сих пор в Новом Завете послание Иакова печатается у лютеран на предпоследнем месте (после Евр. и перед Иуд.: 1-2

Пет., 1-3  Ин.,  Евр.,  Иак.,  Иуд.).  В  предисловии к своему переводу Нового  Завета  Лютер  называет   Иак.   "соломенным"

посланием (Фома  Аквинский  имел  видение,  после  которого он объявил все  свои  послания  соломой),  т.к.  в   нем   1)   в противоположность Павлу, искушение связывается не с верой, а с человеческими деяниями; 2) в нем нет упоминаний о страданиях и

Воскресении Иисуса  Христа,  а  также о Св.  Духе.  О Христе в послании говорится лишь два раза.

Лютер вообще  не  любил  идею  о законе и всегда повторял

Рим. 10:4 - "Конец закона -  Христос,  к  праведности  всякого верующего". По  Лютеру,  Иаков снова отсылает людей к закону и его делам.

По Лютеру,     подлинное     мерило     Богодухновенности новозаветных книг  состоит  в  изображении  места   Христа   в спасении человечества.  Если  Христос не проповедуется - книга не апостольская. А все, что проповедует Христа - апостольское, даже если это едлают Питал, Иуда или Каиафа.

В послании лишь два раза встречается имя Иисуса Христа, и эти упоминания носят почти случайный характер:

Иак. 1:1 - "Иаков,  раб Бога  и  Господа  Иисуса  Христа, двенадцати коленам...."

Иак. 2:1 - "Братия мои,  имейте веру  во  Иисуса  Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица".

В послании  нет  ни  одного  упоминания   о   Воскресении

Христовом. Хорошо  известно,  что  молодая  Церковь выросла на вере в воскресшего Иисуса Христа.

По времени  написания  Иак.  совпадает  с  Деян.,  где  о

Воскресении Христа говорится не менее 30 раз (у  Иакова  -  ни разу).

Главной целью  послания,  адресованного  иудеохристианам, должно было  бы  быть  доказательство  мессианства Христа,  но этого в Иак.  нет.  Однако это компенсируется частыми цитатами из Нагорной проповеди (23 цитаты):  Иак.  2:12 - Мф.  6:14-15;

Иак. 3:11-13 - Мф. 7:16-20; Иак. 5:12 - Мф. 5:34-37.

Напр., Иак.5:12  -  "Прежде  же всего...  не клянитесь ни небом,  ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас

"да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению". Иаков, видимо, знал Рим. и Гал., написав так подробно о вере и делах.

Среди новозаветных книг в послании больше всего того, что мог бы принять и с чем  согласился  бы  добродетельный  иудей.

Много гебраизмов.  Иаков  говорит,  что  Бог  родил нас словом истины, "чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак.

1:18). Под  этим можно понимать как акт творения Божия,  так и возрождение Богом человечества во Иисусе Христе.

Выражения "закон   совершенный"   (Иак.  1:25)  и  "закон царский" (Иак.  2:8)  можно  в  равной   мере   понимать   как нравственный закон  Декалога  и  как  закон свободы во Христе.

Слова "пресвитеры Церкви" (Иак.  5:14 - "Болен ли кто из  вас, пусть призовет   пресвитеров   Церкви...")  могут  означать  и священников христианской  Церкви,  и  старейшин  иудейских.  В

Септуагинте (III  век  до  Р.Х.) "экклисиа" - титул избранного народа.

В Иак.  2:2  говорится о "собрании" (слав.:  "сонмище") "Если в собрание ваше  войдет  человек...  в  богатой  одежде, войдет же  и  бедный  в  скудной  одежде".  Речь идет скорее о ветхозаветном молитвенном   собрании,    синагоге,    чем    о христианской церковной общине.