Различие между Иаковом и Павлом - в отправной точке
(иными словами, во времени). Павел начинает с того, что ни один человек не может заслужить прощения Божьего без благодати. Иаков обращается к исповедующим, уже крещенным христианам и требует доказательства христианства делами.
Мы спасены благодатью Бога для веры и дел. У Павла вера для дел, у Иакова - дела для веры, т.е. взаимодополнение, в не противоречие.
Рим. 3:28 - "человек оправдывается верою, независимо от дел закона".
В Гал. 3:2 Павел говорит, что чрез дела закона Дух получить нельзя.
Павел отвергает юридическую концепцию спасения. Здесь его враги могли перетолковать его как проповедующего моральный индифферентизм, беспринципность. Говоря о делах, Иаков возражает не против Павлова учения, а против его недобросовестного перетолкования.
Для Иакова дела - свидетельство веры. Кредо Иакова о делах веры полностью соответствует существу учения Павла о любви как главном проявлении веры (1 Кор. 13:7): "Молим
Бога..., чтобы вы делали добро".
Гал. 5:6 - "Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью".
Рим. 13:10 - "Любовь не делает ближнему зла..., любовь есть исполнение закона".
Таким образом, вера и дела - две нераздельные, хотя и неслитные, различные стороны единой, целеустремленной христианской жизни, так сказать, две стороны одной медали
("Virtuti et Merito" - "За христианскую отвагу и доблесть").
Дела - следствие веры, а вера - первопричина дел.
IV концентр (3:1-5:6)
Четвертый концентр посвящен христианской практике.
Иаков различает три основных греха.
Первый грех
Первый грех, открывающий дорогу другим грехам, - грех слова (3:1-4:12). "Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело" (3:2).
Иак. 3:1 - "Братия мои, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению".
Учить почетно, и учиться безопасно.
Учитель должен своей жизнью не противоречить своему учению. Иудейские раввины: "В основе обучения лежит не учение, а поступок, и кто умножает слова, тот умножает грех".
3:6 - "Язык - огонь, прикраса неправды" (слав.: "И язык огнь, лепота неправды"). По-гречески намного сильнее: "Язык это огонь, воспламеняющий мир (необъятный космос) неправды". В
Пожаре зла, разжигаемом необузданностью языка, сгорает весь микрокосм человеческой жизни (в русск. тексте "круг жизни", в слав. - "коло (колесо) рождения"). Необузданный язык - это орудие диавола, начало огня геенского в земной жизни.
Слова Иакова созвучны Сир. 28:20 - "Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости".
Язык - это грешный космос, восстающий на Бога. "Язык...
воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны" (3:6).
"Круг, колесо жизни" ("трохос гэнэсэос") - "коло (колесо)
рождения".
У Оригена колесо жизни - это кругооборот непрерывных перевоплощений, за что он был осужден на двух соборах. Любпя точка колеса постоянно движется вверх и вниз. Колесо может вращаться на одном месте без всякого движения вперед. Злой язык не только останавливает колесо жизни, открывая дверь словам и страстям, но и сжигает ее. Поэтому прп. Амвросий
Оптинский говорит, что язык должен быть за двумя запорами, замками - губами и зубами, а "жить должны на земле так, как колесо катится. Чть только одной точкой касаться земли, а остальными непременно стремиться вверх. А мы так наляжем на землю, что и встать не можем". И сгораем.
3:8 - "Язык укротить из людей никто не может. Это неудержимое зло, исполненное смертоносного яда".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.