Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 12

Различие между Иаковом  и  Павлом  -  в  отправной  точке

(иными словами,  во  времени).  Павел начинает с того,  что ни один человек  не  может   заслужить   прощения   Божьего   без благодати. Иаков  обращается  к  исповедующим,  уже  крещенным христианам и требует доказательства христианства делами.

Мы спасены  благодатью Бога для веры и дел.  У Павла вера для дел, у Иакова - дела для веры, т.е. взаимодополнение, в не противоречие.

Рим. 3:28 - "человек оправдывается верою,  независимо  от дел закона".

В Гал.  3:2 Павел  говорит,  что  чрез  дела  закона  Дух получить нельзя.

Павел отвергает юридическую концепцию спасения. Здесь его враги могли  перетолковать  его  как  проповедующего моральный индифферентизм, беспринципность.   Говоря   о   делах,   Иаков возражает не    против    Павлова   учения,   а   против   его недобросовестного перетолкования.

Для Иакова  дела  -  свидетельство  веры.  Кредо Иакова о делах веры полностью соответствует  существу  учения  Павла  о любви как  главном  проявлении  веры  (1  Кор.  13:7):  "Молим

Бога..., чтобы вы делали добро".

Гал. 5:6  - "Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью".

Рим. 13:10  -  "Любовь не делает ближнему зла...,  любовь есть исполнение закона".

Таким образом,  вера  и  дела - две нераздельные,  хотя и неслитные, различные    стороны    единой,    целеустремленной христианской жизни,  так  сказать,  две  стороны  одной медали

("Virtuti et Merito" - "За христианскую отвагу  и  доблесть").

Дела - следствие веры, а вера - первопричина дел.

IV концентр (3:1-5:6)

Четвертый концентр посвящен христианской практике.

Иаков различает три основных греха.

Первый грех

Первый грех,  открывающий дорогу другим  грехам,  -  грех слова (3:1-4:12). "Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело" (3:2).

Иак. 3:1  -  "Братия мои,  не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению".

Учить почетно, и учиться безопасно.

Учитель должен  своей  жизнью  не  противоречить   своему учению. Иудейские раввины: "В основе обучения лежит не учение, а поступок, и кто умножает слова, тот умножает грех".

3:6 - "Язык - огонь, прикраса неправды" (слав.: "И язык огнь, лепота неправды").  По-гречески намного сильнее: "Язык это огонь, воспламеняющий мир (необъятный космос) неправды". В

Пожаре зла,  разжигаемом необузданностью языка,  сгорает  весь микрокосм человеческой жизни (в русск.  тексте "круг жизни", в слав. - "коло (колесо) рождения").  Необузданный  язык  -  это орудие диавола, начало огня геенского в земной жизни.

Слова Иакова созвучны Сир.  28:20  -  "Удар  бича  делает рубцы, а удар языка сокрушает кости".

Язык - это грешный космос,  восстающий на Бога.  "Язык...

воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны" (3:6).

"Круг, колесо жизни" ("трохос гэнэсэос") - "коло (колесо)

рождения".

У Оригена колесо  жизни  -  это  кругооборот  непрерывных перевоплощений, за  что он был осужден на двух соборах.  Любпя точка колеса постоянно движется вверх  и  вниз.  Колесо  может вращаться на  одном  месте  без всякого движения вперед.  Злой язык не только  останавливает  колесо  жизни,  открывая  дверь словам и  страстям,  но  и сжигает ее.  Поэтому прп.  Амвросий

Оптинский говорит,  что язык должен быть  за  двумя  запорами, замками -  губами и зубами,  а "жить должны на земле так,  как колесо катится.  Чть только одной  точкой  касаться  земли,  а остальными непременно  стремиться  вверх.  А мы так наляжем на землю, что и встать не можем". И сгораем.

3:8 -  "Язык  укротить  из  людей  никто не может.  Это неудержимое зло, исполненное смертоносного яда".