3) устройство Церкви и ее нормы. Место собрания верующих еще называется "собрание" (Иак. 2:2). Это указывает на более раннюю дату написания послания, т.к. христианское церковное собрание обычно называлось экклисией.
Упоминаются пресвитеры Церкви, но не упоминаются ни диаконы, ни епископы (Иак. 5:14) - "Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя...". Это указывает на раннюю дату написания послания. Пресвитеры - старейшины были и у иудеев.
Иакова беспокоит то, что многие домогаются учительства
(Иак. 3:1) - "Братия мои, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению". Это указывает на более позднюю дату написания послания, когда появилась тьма учителей, ставших настоящим бичом Церкви;
4) в послании, как мы видели, почти не упоминается Иисус
Христос. Темой послания являются, в сущности, недостатки членов Церкви, их несовершенства, грехи и заблуждения. Это, видимо, указывает на довольно позднюю дату написания послания, т.к. проповедь в молодой Церкви, особенно в первые годы ее существования, ярко светилась славою воскресшего Христа.
Затем, как это часто бывает и сейчас, проповедь превратилась в тираду против недостатков церковной общины;
5) Иаков осуждает богатых верующих.
Иак. 2:2-3 - "Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде; и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: та стань там..."
Иак. 5:1-2 - "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молбю".
Лесть и высокомерие богатых стали представлять проблему для Церкви в более позднюю эпоху, когда началось обмирщение
Церкви, ибо в ранней Церкви их почти не было: "Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много у вас мудрых..., не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1:26). "Незнатное мира, уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее..." (1 Кор. 1:28).
Послание, видимо, было написано в период, когда прежде бедной Церкви стало угрожать стремление к земным благам и удовольствиям.
Стиль и язык послания
Греческий язык послания стоит на классической высоте
Послания к Евреям. Цитаты из Ветхого Завета даются по
Септуагинте, которою едва ли пользовался Иаков, получивший ортодоксальное иудейское образование, для которого греческий язык был языком варварских языческих культов. Родным языком
Иакова был арамейский.
Видимо, у Иакова был образованный секретарь, хорошо знавший греческий язык. Но некоторые считают, что в Палестине неплохо преподавали этот язык. Иакову, бесспорно, принадлежит содержание послания, а стиль и эллинистическая форма речи, возможно, есть дело секретаря.
Иаков очень любит повелительное наклонение, призывая слушателей поступать правильно и отречься от заблуждений. Из
108 стихов послания 60 - императивы.
Композиция послания отличается необычайной стройностью.
Послание состоит из трех разделов, в которых основные мысли развиваются с возрастающей конкретностью. Кассиан Безобразов называет их концентрами.
I концентр
В первом концентрическом отделе (1:2-8) Иаков призывает благодушествовать в искушениях. Искушение, по Иакову, это испытание веры, которое ведет к терпению (1:3) - "...искушение вашея веры соделовает терпение". Терпение, по Иакову, это искусство, мудрость. (1:5): "Если же у кого из вас не достает мудрости (др. словами - терпения), да просит у Бога (1:6)...
Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь".
Иак. 1:1-3. Различные искушения надо принимать как дорогих гостей, с радостью, потому что ими приобретается терпение, составляющее красоту добродетели христианской.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.