Через язык действуют демонические силы, которые побеждаются лишь содействием благодати Божией.
Когда ап. Петр отговаривал Иисуса Христа от крестных страданий, Христос ответил: "Отойди от Меня, сатана, ты мне соблазн" (Мф. 16:23).
2:13 - "Мудр иль разумен кто из вас - докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью". Созвучно словам
Иисуса Христа о голубиной кротости при змеиной мудрости (Мф.
10:16).
3:14-16. Мирская мудрость враждебна Богу. По Иакову, это лжемудрость демонического происхождения, бесовская
("дэмониодис"). Ее плоды - "неустройство и все худое"
("нестроение и всяка зла вещь"): "Где зависть и сварливость
(рвение), там неустройство и все худое".
4:5 - "Прелюбодеи и прелюбодейцы, не знаете, ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?.. если кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу".
"Прелюбодеи и прелюбодейцы" - в греческом тексте употребляется лишь одно слово в женском роде - "михалидэс", т.е. те, кто отступает от заповедей Господних. Союз ("берит")
Бога с Израилем уподоблялся брачному союзу. Нарушение его это супружеская измена.
4:6 - "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Это цитата из Притч 3:34, которая приведена также в 1 Пет. 5:5.
Второй грех
Второй грех - неправедное богатство (4:13-5:16)- "Вот, плата, удержанная богатыми у работников..., вопиет, и вопли...
дошли до слуха Господа Саваофа" (5:4). Это созвучно пророку
Амосу, который осуждает тех, кто "насилием и грабежом собирает сокровища в чертоги свои" (3:10).
4:17. Главный нравственный вывод Иакова: "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". Это созвучно Лк.
12:47-48 - "Раб, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. ...емуже дано... много, много взыщется от него".
Третий грех
Третий грех - земная мудрость, душевная, бесовская, проистекающая из гордости и неверия (3:16) : "идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь". (3:15): "Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская".
Кротость - это мудрость, сходящая с небес (3:17): она
"чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна". Таким образом, христианская мудрость воплощается в делах.
3:17. О семи свойствах христианской мудрости.
1) она чиста, т.е. свята
2) она мирна, т.е. распространяет вокруг себя только мир
3) кротка и скромна (эпиикис), т.е. не осуждает, а если и судит, то по совести, а не по букве закона
4) послушлива, уступчива (эфпифис), т.е. не спорит
5) самое главное - милосердна (элеус), добродетельна, благотворительна, благочестива
6) беспристрастна, т.е. прямодушна
7) нелицемерна, т.е. искренна, чужда сомнений.
Таким образом, софия - христианская мудрость - это семицветная радуга (по Феодориту Киррскому), все цвета которой синтезируются в один цвет Божественной любви.
4:7 - "Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас". Смирение и кротость есть столь великая сила, что обращает в бегство диавола. Необходимо сознательное стремление к Богу: "Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам" (4:8).
"Смиритесь пред Господом, и вознесет вас" (4:19).
Глава 5
5:10-12. Апостол ведет речь о долготерпении, побуждая к нему христиан указанием на высокие примеры долготерпения пророков и в особенности Иова. Какие страдания могут быть тяжелее Иововых? Однако конец их - от Господа; за эти страдания честь и слава великому страдальцу, и с избытком возвращено ему богатство. Итак, если мы ублажаем и прославляем праведников, терпением достигших венцов победных и славы на небе, то и сами, если пребудем тверды и постоянны в терпении, будем ублажаемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.