Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 13

Через язык    действуют    демонические   силы,   которые побеждаются лишь содействием благодати Божией.

Когда ап.  Петр  отговаривал  Иисуса  Христа  от крестных страданий, Христос ответил:  "Отойди от Меня,  сатана,  ты мне соблазн" (Мф. 16:23).

2:13 - "Мудр иль разумен кто из вас - докажи это на самом деле добрым  поведением  с мудрою кротостью".  Созвучно словам

Иисуса Христа о голубиной кротости при змеиной  мудрости  (Мф.

10:16).

3:14-16. Мирская мудрость враждебна Богу.  По Иакову, это лжемудрость демонического       происхождения,       бесовская

("дэмониодис"). Ее  плоды  -  "неустройство   и   все   худое"

("нестроение и  всяка  зла вещь"):  "Где зависть и сварливость

(рвение), там неустройство и все худое".

4:5 -  "Прелюбодеи  и прелюбодейцы,  не знаете,  ли,  что дружба с миром есть вражда против Бога?..  если кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу".

"Прелюбодеи и  прелюбодейцы"   -   в   греческом   тексте употребляется лишь  одно  слово  в женском роде - "михалидэс", т.е. те,  кто отступает от заповедей Господних. Союз ("берит")

Бога с  Израилем  уподоблялся брачному союзу.  Нарушение его это супружеская измена.

4:6 -   "Бог   гордым   противится,   а   смиренным  дает благодать". Это цитата из Притч 3:34,  которая приведена также в 1 Пет. 5:5.

Второй грех

Второй грех - неправедное  богатство  (4:13-5:16)-  "Вот, плата, удержанная богатыми у работников..., вопиет, и вопли...

дошли до слуха Господа Саваофа" (5:4).  Это  созвучно  пророку

Амосу, который осуждает тех, кто "насилием и грабежом собирает сокровища в чертоги свои" (3:10).

4:17. Главный  нравственный  вывод Иакова:  "Кто разумеет делать добро  и  не  делает,  тому  грех".  Это  созвучно  Лк.

12:47-48 -  "Раб,  который знал волю господина своего...  и не делал по воле его,  бит будет много.  ...емуже дано...  много, много взыщется от него".

Третий грех

Третий грех  -  земная  мудрость,  душевная,   бесовская, проистекающая из гордости и неверия (3:16) : "идеже бо зависть и рвение,  ту нестроение и всяка зла вещь".  (3:15):  "Это  не есть мудрость,   нисходящая   свыше,   но   земная,  душевная, бесовская".

Кротость -  это  мудрость,  сходящая с небес (3:17):  она

"чиста, мирна,  скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна    и   нелицемерна".   Таким   образом, христианская мудрость воплощается в делах.

3:17. О семи свойствах христианской мудрости.

1) она чиста, т.е. свята

2) она мирна, т.е. распространяет вокруг себя только мир

3) кротка и скромна (эпиикис), т.е. не осуждает, а если и судит, то по совести, а не по букве закона

4) послушлива, уступчива (эфпифис), т.е. не спорит

5) самое  главное  -  милосердна (элеус),  добродетельна, благотворительна, благочестива

6) беспристрастна, т.е. прямодушна

7) нелицемерна, т.е. искренна, чужда сомнений.

Таким образом,   софия  -  христианская  мудрость  -  это семицветная радуга (по Феодориту Киррскому), все цвета которой синтезируются в один цвет Божественной любви.

4:7 - "Покоритесь Богу,  противостаньте диаволу, и убежит от вас".  Смирение  и  кротость  есть столь великая сила,  что обращает в бегство диавола. Необходимо сознательное стремление к Богу:  "Приблизьтесь к Богу,  и Он приблизится к вам" (4:8).

"Смиритесь пред Господом, и вознесет вас" (4:19).

Глава 5

5:10-12. Апостол  ведет речь о долготерпении,  побуждая к нему христиан  указанием  на  высокие  примеры   долготерпения пророков и  в  особенности  Иова.  Какие  страдания могут быть тяжелее Иововых?  Однако  конец  их  -  от  Господа;  за   эти страдания честь  и  слава  великому  страдальцу,  и с избытком возвращено ему богатство. Итак, если мы ублажаем и прославляем праведников, терпением  достигших  венцов  победных и славы на небе, то и сами,  если пребудем тверды и постоянны в терпении, будем ублажаемы.