Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 14

5:13. Ап.  Иаков располагает  христиан  к  целебной  силе молитв в злострадании и к пению псалмов в веселии сердца.

5:14-15- "Болит ли кто от  вас,  да  призовет  пресвитеры церковныя, и молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его

Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему". Лютеране, отвергающие таинство елеосвящения,  видят  в  словах  апостола указание на    простое   собрание   старейшин   народных   для обыкновенного врачевания  больного   елеем.   Но,   во-первых, пресвитеры, призываемые  к  больному,  называются  церковными, т.е. посвященными на служение  Церкви.  Во-вторых,  пресвитеры призываются, "да   молитву  сотворят"  над  больным,  а  такое действие старейшинам  мирским   не   свойственно.   В-третьих, апостол повелевает   призывать   к   больному   не  одного,  а нескольких пресвитеров - для простого помазания елеем это было бы не  нужно.  В-четвертых,  очевидно,  что  у  апостола  елей берется только как видимое вещество  для  таинства,  а  потому апостол и   говорит,  что  не  елей,  а  молитва  веры  спасет болящего, и воздвигнет его Господь. Наконец, самое главное то, что "аще грехи сотворил есть, отпустятся ему".

5:16 - "Исповедуйте убо (итак) друг другу  согрешения,  и молитеся друг за друг, яко да исцелеете". На основании частицы

"убо" можно   слова   об   исповедании   согрешений    считать продолжением слов   о  таинстве  елеосвящения  и  найти  здесь указание на  таинство  исповеди  грехов   пред   пресвитерами, соединявшееся в апостольские времена с таинством елеосвящения.

"Много бо    может    молитва    праведнаго     поспешествуема

(усиленная)". Апостол на примере пророка Илии показывает,  как исполняется молитва праведного.

Заключение (5:7-20)   налагает  на  все  послание  печать предгрозовой эпохи,  которую мы видели в  Послании  к  Евреям.

Здесь - эсхатология Иакова.

5:7 - "Итак,  братия, будьте долготерпеливы до пришествия

Господня..."

5:8 - "

укрепите сердца  ваши,  потому  что  пришествие  Господне приближается" ("парусия ту Кириу иигикэ").

5:9 -  "Вот,  Судия  стоит  у  дверей".  Со  стороны Бога сделано уже все для мира,  и уже нет  препятствий  к  открытию царства славы.

Три термина в Новом Завете

1) Парусия - как прибытие Царя и окончательное  поражение врага, торжество  Церства  и прославление его верных подданных

(Мф., 1 и 2 Сол., 1 Кор., 1 Ин., 2 Пет.).

2) Эпифания   -   восшествие   на  престол  императора  и помазание его на царство (Тит., 2 Тим., 2 Сол.).

3) Апокалипсис - открытие славы Божией. Демонстрация миру

Божественной силы славы в полном блеске (1 Пет., Откр.).

В ожидании парусии необходимо терпение,  нужна постоянная и горячая молитва (5:11-18). Иаков приводит образцы терпения и молитвы.

5:11 -  "Вы  слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа,  ибо Господь  весьма  милосерд  и  сострадателен".

Слав.: "Терпение  Иовле  слышасте  и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр".

"Кончина Господня"  - это не смерть и прославление Иисуса

Христа, как  толковали  блж.  Августин  и  блж.   Иероним,   а многократная награда Иову за его подвиг терпения.  Этот стих единственное свидетельство   Св.   Писания   об   историческом существовании Иова.

В 5 веке Феодор Мопсуестийский,  предтеча  несторианства, отверг послание из-за этого стиха (5:11), в котором говорилось о терпении Иова.  Феодор отрицал долготерпение Иовле, вслед за ним и   все   несториане   отвергали   послание,   считая  его неканоническим.

5:17-18. О пророке Илие Фесвитянине.