5:13. Ап. Иаков располагает христиан к целебной силе молитв в злострадании и к пению псалмов в веселии сердца.
5:14-15- "Болит ли кто от вас, да призовет пресвитеры церковныя, и молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его
Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему". Лютеране, отвергающие таинство елеосвящения, видят в словах апостола указание на простое собрание старейшин народных для обыкновенного врачевания больного елеем. Но, во-первых, пресвитеры, призываемые к больному, называются церковными, т.е. посвященными на служение Церкви. Во-вторых, пресвитеры призываются, "да молитву сотворят" над больным, а такое действие старейшинам мирским не свойственно. В-третьих, апостол повелевает призывать к больному не одного, а нескольких пресвитеров - для простого помазания елеем это было бы не нужно. В-четвертых, очевидно, что у апостола елей берется только как видимое вещество для таинства, а потому апостол и говорит, что не елей, а молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь. Наконец, самое главное то, что "аще грехи сотворил есть, отпустятся ему".
5:16 - "Исповедуйте убо (итак) друг другу согрешения, и молитеся друг за друг, яко да исцелеете". На основании частицы
"убо" можно слова об исповедании согрешений считать продолжением слов о таинстве елеосвящения и найти здесь указание на таинство исповеди грехов пред пресвитерами, соединявшееся в апостольские времена с таинством елеосвящения.
"Много бо может молитва праведнаго поспешествуема
(усиленная)". Апостол на примере пророка Илии показывает, как исполняется молитва праведного.
Заключение (5:7-20) налагает на все послание печать предгрозовой эпохи, которую мы видели в Послании к Евреям.
Здесь - эсхатология Иакова.
5:7 - "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия
Господня..."
5:8 - "
укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" ("парусия ту Кириу иигикэ").
5:9 - "Вот, Судия стоит у дверей". Со стороны Бога сделано уже все для мира, и уже нет препятствий к открытию царства славы.
Три термина в Новом Завете
1) Парусия - как прибытие Царя и окончательное поражение врага, торжество Церства и прославление его верных подданных
(Мф., 1 и 2 Сол., 1 Кор., 1 Ин., 2 Пет.).
2) Эпифания - восшествие на престол императора и помазание его на царство (Тит., 2 Тим., 2 Сол.).
3) Апокалипсис - открытие славы Божией. Демонстрация миру
Божественной силы славы в полном блеске (1 Пет., Откр.).
В ожидании парусии необходимо терпение, нужна постоянная и горячая молитва (5:11-18). Иаков приводит образцы терпения и молитвы.
5:11 - "Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен".
Слав.: "Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр".
"Кончина Господня" - это не смерть и прославление Иисуса
Христа, как толковали блж. Августин и блж. Иероним, а многократная награда Иову за его подвиг терпения. Этот стих единственное свидетельство Св. Писания об историческом существовании Иова.
В 5 веке Феодор Мопсуестийский, предтеча несторианства, отверг послание из-за этого стиха (5:11), в котором говорилось о терпении Иова. Феодор отрицал долготерпение Иовле, вслед за ним и все несториане отвергали послание, считая его неканоническим.
5:17-18. О пророке Илие Фесвитянине.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.