Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 5

Воскресения. В ст.  7 говорится: "Потом явился Иакову". У блж.

Иеронима есть фрагмент из Евангелия от иудеев, где говорится о явлении воскресшего Иисуса Христа  Иакову,  который  поклялся, что не  вкусит  хлеба  до  тех  пор,  пока  не  увидит  Христа воскресшим. Христос явился  Иакову,  взял  хлеб,  благословил, преломил и дал Иакову со словами: "Брат Мой, вкушай твой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал из мертвых".

О мученической кончине Иакова Праведного повествует Иосиф

Флавий в  "Иудейских  древностях".  Чтобы  устранить   Иакова, первосвященник Анан     (Анания)    воспользовался    периодом междуцарствия, когда  прокуратор  Фест  был  мертв,  а   новый прокуратор Алобин еще не прибыл. Это было в 62-63 гг.

Подробно о Иакове  говорит  Евсевий,  еп.  Кесарийский, в

"Церковной истории".  Иаков  был святым от чрева своей матери, назореем. Он не пил вина и не  ел  мяса,  бритва  ни  разу  не касалась его   головы.   Он   постоянно  пребывал  в  храме  и коленопреклоненно молился,  от чего колени его были в мозолях.

Его называли  Праведным  ("одиос"  или  "овлиам",  что  значит

"оплот народа").  Книжники  и  фарисеи  требовали,  чтобы   он отрекся от Христа, сказав слово с крыши храма на Пасху. Вместо отречения Иаков произнес действенную проповедь так, что многие обратились. Разгневанные  книжники  сбросили  Иакова  с  крыши храма. Но Иаков остался жив.  Тогда его стали побивать камнями и он,  как  и  первомученик  Стефан,  молился о прощении своих врагов: "Прости им, Боже, ибо они не знают, что творят". Иаков был все  еще  жив.  Смертельный  удар  нанес суконщик,  ударив

Иакова скалкой  по  голове.  Вскоре  после  этого,  в  66  г.,

Веспасиан осадил  Иерусалим.  Последовавшую трагедию объясняли убийством Иакова Паведного.

Всю свою   жизнь   Иаков   сохранял  абсолютную  верность ортодоксальному иудейскому закону, хотя был христианином.

В Гал.  1:19 Павел говорит о Иакове как о брате Господнем

- "Другого  же  из Апостолов я не видел никого,  кроме Иакова, брата Господня".

Каково значение слова "брат"?

Существуют три теории относительно отношений,  в  которых состояли братья к Иисусу.

1. Теория блж. Иеронима (383 г.)

Братья были  двоюродными;  таково и по сей день убеждение римской церкви, для которой это - кредо веры.

По Иерониму,  слово  "Апостол" (Гал.  1:19) употребляется только по отношению к  Двенадцати,  поэтому  он  искал  Иакова среди них.  Но  это  слово  относится  не только к Двенадцати:

апостолами были  Павел  (Деян.  14:14),  Сила  (Деян.  15:22),

Андроник и  Юния  (Рим.  16:7).  Поэтому  вся  система доводов блж. Иеронима рушится.

На Востоке Иаков, брат Господень - первый среди апостолов от 70-ти (в число Двенадцати  входя  Иаков  Зеведеев  и  Иаков

Алфеев).

2. Теория св. Епифания, архиеп. Кипрского (357 г.)

Эта теория  принята  всем  православным Востоком.  Братья

Иисуса Христа были в действительности Его  сводными  братьями, сыновьями Иосифа    от   его   первого   брака.   Теория   эта существовала, видимо,  задолго  до  Епифания.  Суть  ее  -   в

Протоевангелии Иакова  (середина II века).  В гл.  9,  ст.  11

Протоевангелия Иосиф - нареченный отец  Иисуса  Христа,  когда ему выпал  жребий  взять  Марию  в  жены (с его посоха взлетел голубь и опустился  ему  на  голову),  сказал:  "У  меня  есть сыновья, а  она  -  девочка  12  лет;  как  бы  мне  не  стать посмешищем в глазах Израиля".

3. Эльвидиева теория (IV век)

Эльвидий был  современником  блж.  Иеронима,  и   Иероним назвал его точку зрения нечестивой.

Братья и   сетры   Иисуса   Христа    были    настоящими, единоутробными. Эта  нечестивая  теория принята протестантами, которые утверждают,  что между Иосифом и  Марией  существовали нормальные брачные  отношения.  Повествуя  о  Рождестве Иисуса