Воскресения. В ст. 7 говорится: "Потом явился Иакову". У блж.
Иеронима есть фрагмент из Евангелия от иудеев, где говорится о явлении воскресшего Иисуса Христа Иакову, который поклялся, что не вкусит хлеба до тех пор, пока не увидит Христа воскресшим. Христос явился Иакову, взял хлеб, благословил, преломил и дал Иакову со словами: "Брат Мой, вкушай твой хлеб, ибо Сын Человеческий восстал из мертвых".
О мученической кончине Иакова Праведного повествует Иосиф
Флавий в "Иудейских древностях". Чтобы устранить Иакова, первосвященник Анан (Анания) воспользовался периодом междуцарствия, когда прокуратор Фест был мертв, а новый прокуратор Алобин еще не прибыл. Это было в 62-63 гг.
Подробно о Иакове говорит Евсевий, еп. Кесарийский, в
"Церковной истории". Иаков был святым от чрева своей матери, назореем. Он не пил вина и не ел мяса, бритва ни разу не касалась его головы. Он постоянно пребывал в храме и коленопреклоненно молился, от чего колени его были в мозолях.
Его называли Праведным ("одиос" или "овлиам", что значит
"оплот народа"). Книжники и фарисеи требовали, чтобы он отрекся от Христа, сказав слово с крыши храма на Пасху. Вместо отречения Иаков произнес действенную проповедь так, что многие обратились. Разгневанные книжники сбросили Иакова с крыши храма. Но Иаков остался жив. Тогда его стали побивать камнями и он, как и первомученик Стефан, молился о прощении своих врагов: "Прости им, Боже, ибо они не знают, что творят". Иаков был все еще жив. Смертельный удар нанес суконщик, ударив
Иакова скалкой по голове. Вскоре после этого, в 66 г.,
Веспасиан осадил Иерусалим. Последовавшую трагедию объясняли убийством Иакова Паведного.
Всю свою жизнь Иаков сохранял абсолютную верность ортодоксальному иудейскому закону, хотя был христианином.
В Гал. 1:19 Павел говорит о Иакове как о брате Господнем
- "Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня".
Каково значение слова "брат"?
Существуют три теории относительно отношений, в которых состояли братья к Иисусу.
1. Теория блж. Иеронима (383 г.)
Братья были двоюродными; таково и по сей день убеждение римской церкви, для которой это - кредо веры.
По Иерониму, слово "Апостол" (Гал. 1:19) употребляется только по отношению к Двенадцати, поэтому он искал Иакова среди них. Но это слово относится не только к Двенадцати:
апостолами были Павел (Деян. 14:14), Сила (Деян. 15:22),
Андроник и Юния (Рим. 16:7). Поэтому вся система доводов блж. Иеронима рушится.
На Востоке Иаков, брат Господень - первый среди апостолов от 70-ти (в число Двенадцати входя Иаков Зеведеев и Иаков
Алфеев).
2. Теория св. Епифания, архиеп. Кипрского (357 г.)
Эта теория принята всем православным Востоком. Братья
Иисуса Христа были в действительности Его сводными братьями, сыновьями Иосифа от его первого брака. Теория эта существовала, видимо, задолго до Епифания. Суть ее - в
Протоевангелии Иакова (середина II века). В гл. 9, ст. 11
Протоевангелия Иосиф - нареченный отец Иисуса Христа, когда ему выпал жребий взять Марию в жены (с его посоха взлетел голубь и опустился ему на голову), сказал: "У меня есть сыновья, а она - девочка 12 лет; как бы мне не стать посмешищем в глазах Израиля".
3. Эльвидиева теория (IV век)
Эльвидий был современником блж. Иеронима, и Иероним назвал его точку зрения нечестивой.
Братья и сетры Иисуса Христа были настоящими, единоутробными. Эта нечестивая теория принята протестантами, которые утверждают, что между Иосифом и Марией существовали нормальные брачные отношения. Повествуя о Рождестве Иисуса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.