Иак. 1:4-8. Впрочем, не кратковременное терпение приводит к совершенству, а то, которое доводится до конца. А так как оно невозможно без высшей мудрости, подаваемой от Бога, то и нужно обращаться к Нему с неустанной мольбой, растворенной крепкой верой и надеждой на помощь.
Иак. 1:2 - "Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна".
Искушение - "пирасмос" (евр.: "масса"), испытание пробы, допрос с пристрастием, опытное дознание, проверка в верности.
По блж. Феофилакту, искушениями проложен путь к высоте совершенства. Поэтому искушения надо принимать с радостью, как дорогих гостей. Но бывают искушения по произволу, зависящие от нашей способности сопротивляться или поддаваться им. Не надо искушаться произвольно, подвергая опасности свою веру и нравственность: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого" (Мф. 6:13).
Иак. 1:3 - "Испытание вашей веры производит терпение"
Терпение - "ипомони", постоянство в добродетели.
1:8 - "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (слав.: "Муж двоедушен неустроен во всех путех своих"). Славянский вариант точнее, ибо в греческом "дипсихос"
- "человек с двоящейся, раздвоенной душой", человек, в котором произошел душевный распад, что сейчас назвали бы шизофренией.
Одна душа стремится к Богу, другая - в мир. Отсюда неустройство во всех путях, во всей жизни.
II концентр
Во втором концентрическом отделе развиваются мысли об искушении, мудрости (терпении) и вере (1:9-26).
Иак. 1:9-11. Хотя и не всегда терпящему посылается тотчас от Бога избавление от скорбей, но самое терпение уже возносит смиренного на высоту нравственную; равно как и в богатстве своем, дабы не потерять своей нравственной высоты, человек смиренно сознает ничтожество благ земных и помнит, что они как цвет травный пред зноем солнечным.
1:12. - "Блажен муж, иже претерпит искушение... быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его".
Терпение во искушениях венчается блаженством. Искушения очищают человека, как огонь золото (блж. Феофилакт
Болгарский). Но искушения не исходят от Бога.
1:13-15. Иногда ропчущие готовы обвинять даже Бога в своих искушениях, доводящих их до падения; но Бог как Сам не искушается злом (т.е. непричастен злу и неуязвим от него), так никого и не доводит до зла искушениями, а в искушении бывает виновна собственная похоть человека, которая является источником греха, вводящего в погибель и смерть. "Бог несть искуситель злым", т.е. злые сами искушают себя. Бог испытывает человека, предоставляя ему свободный выбор. Но Бог не желает зла. Если поддаешься сам искушению, не возлагай вину на Бога.
Свободная воля человека соизволяет похоти, которая рождает грех, исчадие же греха - духовная смерть. Искушаетя сам человек по произволу; в основе искушения лежит обольщение похоти, которое ведет к греху и кончаетя смертью.
Но искушение ставит человека перед выбором и тем самым получает значение спасительного испытания (1:19): "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев". Эти слова созвучны
Сир. (5:13): "буди скор в слушании твоем и с долготерпением отвещай ответ". Христианин должен быть скор на слышание слова евангельского, но гневно навязывать его другим не подобает, ибо гнев человека не исполняет правды Божией. Для успешного преподания слова истины другим надо прежде всего самому быть исполнителем слова, а не слышателем только. Последнего апостол уподобляет рассматривающему природные черты своего лица в зеркале и тотчас же забывающему, каков он. Блажен тот, кто всей душой вникает в закон свободы христианской и пребывает в нем деятельным исполнителем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.