Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 6

Христа, евангелист  Лука  говорит:  "И  родила   Сына   Своего

Первенца..." (Лк. 2:7).

Как считал Эльвидий,  были и еще дети.  Иисус Христос был старшим сыном   и  заботился  о  семье  после  смерти  Иосифа.

Эльвидий: "Намного приятнее верить в святость домашнего очага, чем доказывать, что безбрачие выше освященной браком любви".

*   *   *

Послание Иакова имеет почти исключительно нравоучительный характер. По  словам  Дм.  Богдашевского  (Киевская   Духовная

Академия), "если  Павел  есть  Апостол  веры,  Петр  - Апостол надежды, Иоанн - Апостол любви,  то Иаков  Праведный  в  своем

Послании являет    себя   Апостолом   Правды.   Восстановление евангельской правды в отношениях богатых с будными  составляет главную цель послания, проникающую его от начала до конца".

По силе обличения  социальной  несправедливости  послание родственно книге пророка Амоса.

Послание Иакова  и  решение   (послание)   Иерусалимского собора 49  г.,  направленное  в Антиохию,  сходны между собой:

автор - общий.

Во-первых, оба начинаются призывом радоваться (Иак.  1:1)

- "Иаков,  раб  Бога  и  Господа  Иисуса  Христа,   двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться".

Деян. 15:23  -  начало  соборного   решения:   "Апостолы, пресвитеры и  братия  находящимся в Антиохии,  Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться".

По-гречески "радоваться - "хэрин".

В Новом Завете это начало встречается (помимо Иак.)  лишь один раз:  в  сопроводительном письме тысяченачальника Клавдия

Лисия правителю Иудеи Феликсу,  когда  к  нему  был  направлен

Павел (Деян. 23:26) - "Клавдий Лисий достопочтенному правителю

Феликсу - радоваться".

Во-вторых, в  Деян.  15:17 приведены слова из речи Иакова на Иерусалимском соборе 49 г.:  "Чтобы взыскали Господа... все народы,   между   которыми   возвестится   имя   Мое,  говорит

Господь..." (цит.  из Ам. 9:11-12). Эта фраза ("между которыми возвестится имя  Мое")  в  Новом Завете встречается еще только один раз - Иак.  2:7,  где она переведена на русский язык  как

"имя, которым   вы   называетесь":   (2:6):   "не  богатые  ли притесняют вас...  (2:7):  не они  ли  бесславят  доброе  имя, которым вы (христиане) называетесь?" Хотя в русском тексте эти фразы из Деян.  15:17 отличаются друг от  друга,  в  греческом оригинале они одинаковы.

Решение Иерусалимского  собора  составил   Иаков.   Таким образом, послание  было  написано Иаковом,  братом Господним и главой (епископом) Иуресалимской церкви.

Датировка послания

(не ранее 50-х и не позднее 63 г., когда Иаков был убит)

Послание могло  быть  написано  как  очень  рано,  так  и довольно поздно:

1) совершенно  очевидно,  что в момент написания послания еще существовала надежда на скорую парусию (Иак.  5:9)  -  "Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными. Се,

Судия пред дверьми стоит".  Хотя ожидание парусии  никогда  не оставляло христианскую  Церковь,  но со временем это  ожидание теряло свою остроту.  Это говорит в пользу  раннего  написания послания;

2) принятие в Церковь неофитов из язычников было вовсе не легким делом.   Куда   бы  ни  шел  Павел,  за  ним  следовали иудаистические эмиссары   и   за   язычников    развертывалась настоящая борьба.  В  послании,  однако,  нет  и намека на эту борьбу. Вспомним,  что именно  Иаков  сыграл  ведущую  роль  в разрешении этого  вопроса  на  Иерусалимском  соборе.  Поэтому послание должно было быть написано либо слишком рано,  еще  до того, как  возникли  эти противоречия,  т.е.  до собора 49 г., когда начались первые  миссионерские  путешествия  44-49  гг., либо очень  поздно,  уже  после  того,  как заглохли последние отзвуки этой борьбы (начало 60-х). Во всяком случае в послании нет даже упоминания о противоречиях между иудеями и язычниками;