Слова о осуждении и убийстве Праведника (Иак. 5:6 - "Вы осудили, убили Праведника, Он не противился вам") часто встречаются у Исаии, Иеремии, Амоса и др. пророков. Это присуще и христианскому, и иудейскому образу мышления.
Христианин читал этот стих как указание на Распятие Христа, а иудей - как об убийстве Пророка. Другими словами, в послании действительно нет ничего такого, чего не мог бы с чистым сердцем принять ортодоксальный иудей. Понятно, что автор,
Иакво, был главой иудейского христианства, главой, епископом
Иерусалимской церкви.
Личность Иакова
Автор послания ничего не говорит нам о себе. Он называет себя просто "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа" (1:1).
В Новом Завете пять человек с именем "Иаков":
1) Иаков - отец одного из 12 апостолов по имени Иуда, но не Искариота (Лк. 6:16). Он не имеет никакого отношения к посланию.
2) Иаков, сын Алфеев, одного из 12 апостолов.
Матфей, или Левий, был также сыном Алфеевым и, следовательно, братом Иакова. Но об Иакове, сыне Алфееве, ничего не известно и он не может иметь отношение к посланию.
Однако блж. Иероним, который искал Иакова среди 12
апостолов, отождествлял автора послания с Иаковом Алфеевым, апостолом из числа Двенадцати. По почину блж. Иеронима некоторые русские богословы (митр. Филарет Дроздов, архиеп.
Черниговский Филарет Гумилевский, проф. Иван Чельцов из
Петроградской Духовной академии, проф. Митрофан Муретов из
Казанской Духовной Академии) тожем отождествляли автора послания с Иаковом Алфеевым.
3) Иаков по прозвищу Меньший (Малый), упоминаемый у Мк.
15:40. О нем также ничего более не известно и он не мог иметь отношение к посланию.
4) Иаков, брат Иоанна, сын Зеведеев, один из 12-ти. В
Евангелиях Иаков никогда не упоминается отдельно от своего брата Иоанна. Он был первым мучеником, Ирод Агриппа обезглавил его в 44 г. Некоторые западные кодексы IV века приписывают авторство ему. Но это было серьезно воспринято лишь испанской церковью, в которой вплоть до XVII века Иакова Зеведеева считали автором послания. Это было связано с тем, что Иоанна
Компостельского, основателя испанской церкви, отождествляли с
Иаковом Зеведеевым (Сантяго) и поэтому совершенно естественно испанская церковь хотела видеть своего главу и основателя автором новозаветного послания. Однако мученическая смерть
Иакова наступила слишком рано, чтобы он мог написать послание.
5) Наконец, Иаков, брат Господень. Впервые его имя стал связывать с посланием Ориген в первой половине III века.
Евангелист Иоанн говорит о братьях Иисуса Христа (Ин. 7:5) "Братья Его не веровали в Него". В период земной жизни Иисуса
Христа Иаков, видимо, не сумел воспринять учение своего
Божественного Брата.
Но в Деян. мы видим внезапную перемену. Братья Христа по плоти были в числе первых христиан, собравшихся в Сионской горнице (Деян. 1:14).
Иаков становится главою Иерусалимской церкви, хотя нет объяснения, как это произошло. Иаков председательствует на
Иерусалимском соборе 49 г., одобрившем доступ язычников в христианскую Церковь (Деян. 15). Иаков вместе с Петром и
Иоанном почитается столпом Церкви (Гал. 1:19). Иаков убеждает
Павла продемонстрировать свою верность закону, побудив его принести жертву очищения и принять на себя расходы иудеев, давших обет назорейства.
Таким образом, Иаков был первым Иерусалимским епископом.
Об этом пишет блж. Иероним в книге "О знаменитых мужах":
"Иаков управлял Иерусалимской церковью 30 лет, т.е. до 7 года правления Нерона". С именем Иакова Праведного Предание связывает составление первой христианской Литургии. Память его
- 23 октября (5 ноября).
В 1 Кор. 15 приведен перечень явлений Иисуса Христа арсое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.