В сырные вторник и четверг читается соборное послание
Иуды (в сырную серду Литургии нет, поэтому Апостол не читается).
Отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями ап. Павла
Соборные послания содержат более общие и основные вероучительные наставления, нравственные советы и утешения, тогда слово ап. Павла большей частью прямо приноровлено к обстоятельствам церквей местных, так что вероучительные наставления имеют более частный характер. С др. стороны, в посланиях ап. Павла сильно чувствуется личность самого апостола, его настроения и переживания. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают так выпукло, но предлагаются правила веры и нравственности, обязательные для всех христиан.
Послание ап. Иакова
Первоначальное назначение послания
Лица, которым было адресовано послание, указываются самим писателем ("двенадцати коленам, находящимся в рассеянии"), т.е. новообращенные из иудеев христиане, жившие по разным азийским областям.
Св. Иаков, предстоятель церкви Иерусалимской, узнал, вероятно, о тягостном положении христиан иудейских, претерпевавших всякие насилия как от своих неверующих братий, так в особенности и от язычников. Это и расположило его отправить к своим страждущим пасомым нравственное врачевство в виде послания.
Точных указаний на время и место написания послания не имеется; их можно определить только приблизительно. Так как внешнее положение и внутреннее направление христианского общества, изображаемые ап. Иаковом, по характеру очень сходны с тем состоянием, которое рисуется в послании ап. Павла к евреям (а оно написано между 64 - 66 гг.), то полагают, что ап. Иаков написал свое послание незадолго до своей кончины, последовавшей в 63 г. Местом написания послания был, по всей вероятности, Иерусалим, откуда ап. Иаков надолго никогда не отлучался.
* * *
Отцы Церкви впервые упоминают Иакова лишь в начале IV
века. В Мураториев канон, первое собрание книг Нового Завета, относящееся к 170 г., Иак. включено не было.
Тертуллиан, цитируя Новый Завет (середина III века), ни разу не ссылается на Иак. Впервые Иак. цитирует Иларий
Пиктавийский (из Пуатье на западе Франции) в трактате "О
Троице", написанном ок. 357 г. Блж. Иероним нисколько не сомневался в каноничности Иак. и без малейшего колебания включил его в Вульгату.
В Сирийской церкви перевод Иак. на сирийский язык вместе с другими книгами Нового Завета был впервые сделан в 412 г.
(Пешито). Но окончательно послание Иакова было признано лишь в середине VIII века благодаря авторитету Иоанна Дамаскина.
В Александрийской церкви впервые об Иак. упоминает Ориген
(середина III века): "Вера без дел мертва сама по себе, как мы читаем в послании, которое теперь называется Иаковлевым".
Евсевий, еп. Кесарийский (середина IV века) относит Иак.
к "спорным", пререкаемым, но принятым многими. "Первое из посланий, называемых вселенскими, соборными, говорят, принадлежит Иакову, но некоторые считают его поддельным и очень немногие упоминают его".
Афанасий, еп. Александрийский, в 367 г. написал
Пасхальное послание, в котором Иак. было включено без всяких комментариев в новозаветный канон.
В 1546 г. в Римской церкви эдиктом Тридентского собора был установлен состав Вульгаты. Был составлен список книг, к которому ничего нельзя было добавить и из которого ничего нельзя было изъять. Все книги разделялись на две группы:
протоканонические (неоспоримые) и второканонические (Апок.,
Евр., Иак., 2 Пет. 2 и 3 Ин., Иуды), которые постепенно и с трудом проложили себе путь в новозаветный канон. Иак. было отнесено ко 2-й группе.
Что касается протестантов, то Лютер к своему переводу
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.