Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 11

В Евр.  упоминаются  "мертвые  дела":  "Не  станем  снова полагать основание  обращению  от  мертвых дел" (6:1);  "Кровь

Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел" (9:14).

Под "мертвыми  делами" Павел имеет в виду не только грехи человеческие, но  в  первую  очередь  мертвую  букву   закона, обрядовые, ритуальные   дела  ветхого  закона,  мертвые  дела, противоположные животворящему    Духу    Нового    Завета    и противостоящие делам  благодати.  Мертвые  дела закона поэтому противоположны вере.

Павлову идею   "мертвых  дел"  Иаков  дополняет  "мертвой верой": "Так и вера,  если не имеет дел,  мертва сама по себе"

(2:17).

Мертвым делам,   которые   осуждает   Павел    в    Евр., соответствует мертвая вера, обличаемая Иаковом.

3. В Евр. 6:6 отпадение от веры Павел отождествляет с повторным распятием  и поношением Христа:  отпадших невозможно обновить покаянием,  "когда они снова распинают  в  себе  Сына

Божия и ругаются Ему".

В Иак.  5:6 неправедные богачи обличаются как  убийцы

Праведника: "вы осудимы, убили Праведника, Он не противился вам".

"Не противился" - "антитасэтэ" -  стоит  в  настоящем  времени

(букв.: "Он    не   противится   вам").   В   русском   тексте дореволюционных изданий "праведник" со строчной  буквы  иногда толкуется как  "праведный  бедняк" (блж.  Феофилакт,  Лопухин,

Глубоковский). Но  восточные  отцы  видели  в  Праведнике   (с прописной буквы),  конечно,  Самого  Христа  (в  Вульгате  - с унциала, прописной буквы;  в  современном  издании  Московской

Патриархии -  тоже).  В  Деян.  "Праведник" всегда с прописной буквы: отцы   ваши    "убили    предвозвестивших    пришествие

Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы"

(7:52).

У Иак.   5:6  образ  богачей,  убивающих  Праведника, соответствует образу  отступников  от   веры   в   Евр.   6:6, распинающих Христа.  Если  у  Павла  этот  образ  относится  к отпадению от веры, то у Иак. - к злым делам.

2:12 -  "Так  говорите и так поступайте,  как имеющие быть судимы по закону свободы". "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8),

"Любовь есть исполнение закона" (Рим.  3:10). Для Иакова закон свободы взывает  к  личной  ответственности  человека,  к  его свободе.

2:20 - "вера без дел  мертва  есть".  Вместо  "нэкра"

("мертвая") некоторые    древние    списки   (Александрийский,

Синайский) имеют  другое  слово  -  "бесполезна",   "напрасна"

("арги").

По блж. Феодориту Киррскому, вера уподобляется корням и стволу  дерева,  а  дела - ветвям и листьям.  Корень и ствол питают крону, но и крона в свою очередь направляет живительные солнечные лучи   для  корня  и  ствола.  Как  крона  не  может существовать без корней и ствола,  так и вторые не  существуют без первых.

2:26 - "Как тело без духа мертво,  так и вера без дел мертва". Вера   -   это   связь  всех  членов  организма.  При разрушении этой связи организм умирает.

Ап. Павел  полностью  созвучен Иакову,  называя (Гал.

5:6) спасающей  не  отвлеченную  веру,  а  веру,   действующую любовью ("пистис ди агапис энэргумэни").

Причины различий в подходе

Иаков и   Павел   проповедовали   в   разные    эпохи становления христианской жизни.

Павел начинал в самом начале.  У Павла  оправдание  верой без  дел  закона  -  первое оправдание грешника при крещении милость Божия, дар благодати.

Иаков писал в эпоху исповедающих христиан, уже крещенных.

Они прощены и теперь должны доказать,  что стали святыми.  Для этого должны  совершаться  дела  любви,  а  не ритуальные дела закона. Иаков говорит о второй стадии  жизни  во  Христе  -  о делах любви  тех,  кто  уже  оправдался  верой и крещением,  о стоянии в вере тех, кто уже оправдан. Вера противопоставляется не делам,  но бездействию,  т.е. лживой вере, ограничивающейся лишь пустыми словами.  Таким образом, жизнь христианина являет веру от дел. Об этом же говорит и Павел.