В Евр. упоминаются "мертвые дела": "Не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел" (6:1); "Кровь
Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел" (9:14).
Под "мертвыми делами" Павел имеет в виду не только грехи человеческие, но в первую очередь мертвую букву закона, обрядовые, ритуальные дела ветхого закона, мертвые дела, противоположные животворящему Духу Нового Завета и противостоящие делам благодати. Мертвые дела закона поэтому противоположны вере.
Павлову идею "мертвых дел" Иаков дополняет "мертвой верой": "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе"
(2:17).
Мертвым делам, которые осуждает Павел в Евр., соответствует мертвая вера, обличаемая Иаковом.
3. В Евр. 6:6 отпадение от веры Павел отождествляет с повторным распятием и поношением Христа: отпадших невозможно обновить покаянием, "когда они снова распинают в себе Сына
Божия и ругаются Ему".
В Иак. 5:6 неправедные богачи обличаются как убийцы
Праведника: "вы осудимы, убили Праведника, Он не противился вам".
"Не противился" - "антитасэтэ" - стоит в настоящем времени
(букв.: "Он не противится вам"). В русском тексте дореволюционных изданий "праведник" со строчной буквы иногда толкуется как "праведный бедняк" (блж. Феофилакт, Лопухин,
Глубоковский). Но восточные отцы видели в Праведнике (с прописной буквы), конечно, Самого Христа (в Вульгате - с унциала, прописной буквы; в современном издании Московской
Патриархии - тоже). В Деян. "Праведник" всегда с прописной буквы: отцы ваши "убили предвозвестивших пришествие
Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы"
(7:52).
У Иак. 5:6 образ богачей, убивающих Праведника, соответствует образу отступников от веры в Евр. 6:6, распинающих Христа. Если у Павла этот образ относится к отпадению от веры, то у Иак. - к злым делам.
2:12 - "Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы". "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8),
"Любовь есть исполнение закона" (Рим. 3:10). Для Иакова закон свободы взывает к личной ответственности человека, к его свободе.
2:20 - "вера без дел мертва есть". Вместо "нэкра"
("мертвая") некоторые древние списки (Александрийский,
Синайский) имеют другое слово - "бесполезна", "напрасна"
("арги").
По блж. Феодориту Киррскому, вера уподобляется корням и стволу дерева, а дела - ветвям и листьям. Корень и ствол питают крону, но и крона в свою очередь направляет живительные солнечные лучи для корня и ствола. Как крона не может существовать без корней и ствола, так и вторые не существуют без первых.
2:26 - "Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва". Вера - это связь всех членов организма. При разрушении этой связи организм умирает.
Ап. Павел полностью созвучен Иакову, называя (Гал.
5:6) спасающей не отвлеченную веру, а веру, действующую любовью ("пистис ди агапис энэргумэни").
Причины различий в подходе
Иаков и Павел проповедовали в разные эпохи становления христианской жизни.
Павел начинал в самом начале. У Павла оправдание верой без дел закона - первое оправдание грешника при крещении милость Божия, дар благодати.
Иаков писал в эпоху исповедающих христиан, уже крещенных.
Они прощены и теперь должны доказать, что стали святыми. Для этого должны совершаться дела любви, а не ритуальные дела закона. Иаков говорит о второй стадии жизни во Христе - о делах любви тех, кто уже оправдался верой и крещением, о стоянии в вере тех, кто уже оправдан. Вера противопоставляется не делам, но бездействию, т.е. лживой вере, ограничивающейся лишь пустыми словами. Таким образом, жизнь христианина являет веру от дел. Об этом же говорит и Павел.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.