Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 15

"Илия... молитвою помолился,  чтобы не было дождя:  и  не было дождя...  три года и шесть месяцев.  И опять помолился, и небо дало дождь".  Илия  иллюстрирует  действенность  молитвы, сила которой безгранична. Но если быть точным, в Ветхом Завете ничего не сказано о том,  что наступление и  окончание  засухи явилось следствием    молитвы   пророка   Божия.   Илия   лишь пророчествовал, возвещал людям волю Божию.

3 Цар.  17:1 - "Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы,  ни дождя,  разве только по моему слову    (т.е.   через   пророчество)".   "Я   стою"   в раввинистическом толковании означало молитву,  отсюда и  слова

Иакова о молитве Илии.

5:20 - "Обративший грешника  от  ложного  пути...  спасет душу от  смерти и покроет множество грехов".  К кому относятся обещания - к  обращенному  грешнику  или  к  обратившему  его, получающему награду за спасение души ближнего?

Богдашевский                Михаил Лузин (Толк. Апостол)

Все относится к обратившему.    Обративший спасет душу брата

Иными словами, спасение души     и одновременно искупит брата - лучший способ спасти     множество своих грехов.

собственную душу.

В Ветхом Завете (Дан.  12:3) "обратившие многих к  правде будут сиять как звезды во веки, навсегда".

Павел (1 Тим.  4:16) - Занимаясь учением и обучая других,

"себя спасешь и слушающих тебя".

5:13. Таинство соборования.  "Злостраждет ли кто из  вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы".

5:14 - "Болит  ли  кто  в  вас,  да  призовет  пресвитеры церковныя..." и т.д.

5:15 - "И молитва веры спасет болящаго и  воздвигнет  его

Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему".

Эти стихи   дали    основание    таинству    елеосвящения

(соборования).

Взгляд Иакова на болезнь  отличается  от  ортодоксального иудейского. У евреев болезнь - прямое следствие греха. По Иак.

болезнь - не обязательно следствие греха.  Прощение  грехов  одно из действий таинства.

Таинство соборования дает духовное и телесное  исцеление.

На Западе  долгое  время  (до 2-го Ватиканского собора) на это таинство смотрели  как  на  "экстрэма  ункцио"  -   последнее, предсмертное помазание,   как   на   таинство   над  умирающим

("эксэунциум"). Католические взгляды проникли и в Россию,  ибо все богословские  учебники копировались с западных прототипов.

Лишь в  середине  19  в.  митр.  Филарет  Дроздов  удалил   из священнической присяги термин "последнее помазание".

Под "созин"  ("исцелением  болящего")  (5:15)  на  Западе понимали укрепление духа во время предсмертной агонии.  Но еще в Евангелии  от  Марка  говорится   об   исцеляющем   действии елеопомазания в   руках  апостолов  (6:13):  апостолы  "мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху".

В 5:14  под  "болящим"  ("асфэнин"  - "болеть") на Западе понимали смертельно  больного,  лежащего  на  смертном   одре.

Однако и  у  Матфея  (10:8)  "больных  исцеляйте,  прокаженных очищайте", и у Павла  (Евр.  12:3)  -  "не  изнемогайте  и  не ослабевайте". Т.е. этот глагол говорит о тяжести болезни, а не о ее безнадежности.

5:15 - "аще и грехи сотворил есть,  отпустятся ему".  Это главное в таинстве,  ибо причина  всякой  болезни  -  грех.  А

дальше -  продолжение (5:16):  "Исповедуйте убо (поэтому) друг другу согрешения и молитесь друг за друга,  яко да исцелеете".

Частица "убо"   говорит   о   продолжении   слов   о  таинстве елеосвящения и распространении  их  на  таинство  исповеди.  В

апостольские времена  два таинства - елеосвящение и исповедь соединялись в одно.