"Илия... молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя... три года и шесть месяцев. И опять помолился, и небо дало дождь". Илия иллюстрирует действенность молитвы, сила которой безгранична. Но если быть точным, в Ветхом Завете ничего не сказано о том, что наступление и окончание засухи явилось следствием молитвы пророка Божия. Илия лишь пророчествовал, возвещал людям волю Божию.
3 Цар. 17:1 - "Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (т.е. через пророчество)". "Я стою" в раввинистическом толковании означало молитву, отсюда и слова
Иакова о молитве Илии.
5:20 - "Обративший грешника от ложного пути... спасет душу от смерти и покроет множество грехов". К кому относятся обещания - к обращенному грешнику или к обратившему его, получающему награду за спасение души ближнего?
Богдашевский Михаил Лузин (Толк. Апостол)
Все относится к обратившему. Обративший спасет душу брата
Иными словами, спасение души и одновременно искупит брата - лучший способ спасти множество своих грехов.
собственную душу.
В Ветхом Завете (Дан. 12:3) "обратившие многих к правде будут сиять как звезды во веки, навсегда".
Павел (1 Тим. 4:16) - Занимаясь учением и обучая других,
"себя спасешь и слушающих тебя".
5:13. Таинство соборования. "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы".
5:14 - "Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя..." и т.д.
5:15 - "И молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его
Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему".
Эти стихи дали основание таинству елеосвящения
(соборования).
Взгляд Иакова на болезнь отличается от ортодоксального иудейского. У евреев болезнь - прямое следствие греха. По Иак.
болезнь - не обязательно следствие греха. Прощение грехов одно из действий таинства.
Таинство соборования дает духовное и телесное исцеление.
На Западе долгое время (до 2-го Ватиканского собора) на это таинство смотрели как на "экстрэма ункцио" - последнее, предсмертное помазание, как на таинство над умирающим
("эксэунциум"). Католические взгляды проникли и в Россию, ибо все богословские учебники копировались с западных прототипов.
Лишь в середине 19 в. митр. Филарет Дроздов удалил из священнической присяги термин "последнее помазание".
Под "созин" ("исцелением болящего") (5:15) на Западе понимали укрепление духа во время предсмертной агонии. Но еще в Евангелии от Марка говорится об исцеляющем действии елеопомазания в руках апостолов (6:13): апостолы "мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху".
В 5:14 под "болящим" ("асфэнин" - "болеть") на Западе понимали смертельно больного, лежащего на смертном одре.
Однако и у Матфея (10:8) "больных исцеляйте, прокаженных очищайте", и у Павла (Евр. 12:3) - "не изнемогайте и не ослабевайте". Т.е. этот глагол говорит о тяжести болезни, а не о ее безнадежности.
5:15 - "аще и грехи сотворил есть, отпустятся ему". Это главное в таинстве, ибо причина всякой болезни - грех. А
дальше - продолжение (5:16): "Исповедуйте убо (поэтому) друг другу согрешения и молитесь друг за друга, яко да исцелеете".
Частица "убо" говорит о продолжении слов о таинстве елеосвящения и распространении их на таинство исповеди. В
апостольские времена два таинства - елеосвящение и исповедь соединялись в одно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.